Источник

Сборник 3, Поучение 4Сборник 3, Поучение 6

Сборник № 3 праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых)

5. Рождество Христово (по церковным песнопениям). Тайны Рождества Христова

«Слово стало плотию» (Ин. 1:14).

Через весь Ветхий Завет красной нитью проходят обетования о пришествии в мир Мессии. Чаяния этого пришествия, братия и сестры, составили «живую душу» Ветхого Завета, его движущую силу и конечную цель. Книги великих и малых пророков потому назывались и называются пророческими, что они устремлены были в грядущие дали, предрекая светлое будущее, связанное с явлением в мир Мессии (Ис. 7:14; 9:6; 11:10; 40:3; 42:6; 49:8; Иер. 23:5–6; 31:31–35; 33:14–16; Иез. 34:23–24; Дан. 2:35; 4:44; 3:92; 7:13–14; 9:24–26; Зах. 3:8; Агг. 2:7; Мал. 3:1; Мих. 5:2; Пс. 2:6–7; 109:1–4).

Из поколения в поколение ветхозаветные люди ждали пришествия в мир Славы Израиля (Лк. 2:32), рождения от Девы Эммануила (Ис. 7:14), восстановителя Царства Израиля (Деян. 1:6) и тщательно составляли родословные таблицы в ожидании Его появления. Отголосок этого интереса к предкам мы находим и у евангелиста Луки, когда он, говоря о пророчице Анне, дополнительно замечает, что она дочь Фануилова, от колена Асирова (Лк. 2:36).

В воскресенье перед Рождеством Христовым, братия и сестры, своды наших храмов обычно оглашаются чтением Евангелия от Матфея родословной Иисуса Христа: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду, и прочее, и прочее106. Вторая половина этого чтения посвящается краткому повествованию о самом рождении Спасителя. Это повествование мы слышали и сегодня. Что совершилось при Его рождении? Совершилась великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1Тим. 3:16). Слово стало плотию (Ин. 1:14): Вторая Ипостась (Лицо) единого Божества, Единородный Сын Божий вочеловечился, воплотился, принял человеческий образ, стал Сыном Человеческим, оставаясь сыном Божиим.

Вочеловечение Сына Божия произошло, прежде всего, потому, что Бог, как всесвятой и всесовершенный Дух, не мог непосредственно явиться среди людей. «Если бы угодно Ему прийти неприкровенным Божеством, – говорит святой Макарий Великий, – кто бы мог вынести сие? Посредством же тела Он возглаголал к человекам»107.

Вочеловечение совершилось и потому, что только в образе Сына Человеческого Он мог совершить наше спасение: пострадать Своей плотию, чтобы избавить нашу плоть от страданий за грех и возродить нас, сделать новой тварью (2Кор. 5:17) для жизни духовной, вечной. Второй Адам, (1Кор. 15:45–47) по плоти зачался и родился от Пречистой Девы, чтобы возродить первозданного Адама с его послушанием Богу, непричастностью к греху и соблазну и жизнью в Боге и с Богом.

Церковные песнопения праздника говорят нам так о значении второго Адама для спасения первого. «Вселися во утробу девственную неизменно, да в ней истлевшего Адама обновить» (стихира). «Днесь разрешися союз осуждения Адамова. Рай нам отверзеся. Змий упразднися» (стихира). В икосе: «Дева рождши Младенца утоли жажду Адамову» в обновлении, возрождении.

Обновив естество Адама в Себе Самом, Спаситель тем самым обновил и наше человеческое естество в силу их единосущия. «Сын Божий, – говорит святитель Афанасий Великий, – соделался Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие соделались сынами Божиими», чтобы «обожились», т. е. развили в полной мере те свои свойства, которые составляют в человеке образ Божий, делая для него возможным богоуподобление, обожение. «Помощниче Христе! – поёт ныне святая Церковь, – принял (Ты) ныне (наш) образ и принёс (нам) богатство обожения108. Неисчислимые небесные блага, неизреченные духовные богатства даровал нам Господь по своей безграничной жертвенной любви к нам, выразившейся «в дивном самоистощании», «в обнищании», «в соединении Божественного естества с уничиженной плотию», «в бренном умалении».

Все эти и им подобные выражения стихир и канона праздника выражают собой то же, что заключено в словах апостола о жертвенной любви Спасителя: Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:7–8). Послушание Отцу Небесному было, по заключению митрополита Филарета Московского, «духовной жертвой» Сына, жертвой любви к Отцу и к роду человеческому. Послушание, смирение, и уничижение Христа проявились уже при самом рождении Его, как необычайное таинство: Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог»109...

Как видим, вместо неба Младенец при рождении получил пещеру (вертеп), и в нём – ясли с соломой, вместо сияния Славы Божией – тьму зимней ночи. Это ли не уничижение, обнищание и смирение! Уже сама колыбель младенца носила в себе зачаток грядущих крестных страданий. Уже Вифлеем становился преддверием Гефсимании и Голгофы!

Нас, братия и сестры, сегодня поражают чудеса и тайны, касающиеся не только Самого рождающегося Христа, но и Его пречистой Матери. Как невместимый вмещается в Её утробе и зачинается? Как Дева рождает и остаётся Девой и называется Матерью? Здесь «удобнее» было бы «хранить молчание» и не слагать «спротяженносложенные» рассуждения и домыслы. Здесь, если что и возможно допустить, то только сравнения, уподобления, образы. И на этом пути нам поможет святая Церковь. В своих песнопениях церковных она сравнивает «Огнь Божества», коснувшийся Приснодевы в момент зачатия, с огнём вавилонской «пещи», предназначенной «палить юныя» отроки110. То и другое неопаление она называет «преестественным чудом» и неизъяснимой тайной.

«Священное древо» Приснодевы она уподобляет древней «неопалимой купине»111, а Саму Приснодеву – «Горе́, осенённой чащей»112. «Граду одушевленному..., в нём же Христос пожив, спасение (наше) содела»113.

Братия и сестры! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали ещё об одной тайне Приснодевы – тайне Её чревоношения и об отношении к этой тайне Её Самой и праведного Иосифа. Обратимся к священному тексту. По обручении Матери Его Марии с Иосифом оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её (Мф. 1:18–19).

Праведный восьмидесятилетний старец, видя, что Дева Мария имеет во чреве и не зная, что это от Духа Святого, возымел «бурю помышлений сумнительных»114, но, однако, утаил их в себе. «Он, – говорит митрополит Филарет Московский, – видит в Марии то, чего не ожидал и чего понять не может, но молчит и не вопрошает Её». Мария тоже молчит и не открывает Своей тайны. Она готова открыться лишь Отцу Небесному, «Иже в тайне». Она молчала, потому, что Её тайна была тайной Божией: как и кому открыть эту тайну без воли Божией? И Она молчала, ожидая указаний этой воли, хотя, как говорит святитель Иоанн Златоуст, подвергалась «опасности не только осуждения, но и суда и смерти». Что же Иосиф? Не сказал о нём евангелист, что он восхотел изгнать Её, но сказал: отпустить. Кроткий, мудрый и праведный старец становится выше ветхозаветного закона, требовавшего в данном случае дать разводное письмо (Втор. 24:1). «Так, – замечает святитель Иоанн Златоуст, – Солнце Праведное, восходя из девственной утробы, уже просвещает светом благодатного озарения сердце Своего наречённого земного отца».

Чего ожидала Приснодева, то и случилось: ангел Господень явился Иосифу во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо Родившееся в Ней есть от Духа Святого (Мф. 1:20). Так разрешилась тайна чревоношения Приснодевы для праведного Иосифа, и он поступил, как повелел ему ангел Господень, и принял жену свою. И не знал Её, как, наконец, Она родила Сына Своего первенца, и он нарёк имя Ему Иисус (Мф. 1:25).

Имя Иисус было определено младенцу ещё при благовестии ангела Гавриила юной Отроковице о Его зачатии. Он сказал Ей тогда: «и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя Иисус» (Мф. 1:31). Имя Иисус – эта греческая форма еврейского имени Иешуа от Ошеа, что значит «спасение». Отсюда имя Иисус значит Спаситель, ибо, как говорит ангел Иосифу: Он спасёт людей своих от грехов их (Мф. 1:21). Спасёт не от видимых врагов, что могут делать и люди, а от грехов их и от вечной смерти, от чего никто, из людей не может избавлять. Вот что значит имя Иисус, принесённое с неба и истолкованное ангелом.

Поистине, нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:12). Иисус спасает людей от грехов их. Спасти от грехов – значит простить их, примирить людей с Богом и даровать им вечную жизнь. Но кто, кроме Бога, может сделать всё это: и простить грехи и примирить с Богом, и даровать вечную жизнь? Если Иисус дарует всё это, значит Он не только человек, но и Бог, т. е. Богочеловек.

Другое имя Спасителя – Христос. Оно означает помазанник. Еврейское имя Мессия и греческое Христос (от «харизо» – помазывать, даровать благодать) означает служение Спасителя в качестве помазанного пророка, первосвященника и царя.

Сегодня мы, братия и сестры, празднуем Рождество Христово. Сегодня мы духовно внемлем голосу святой Церкви славить и прославлять Родившегося. Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте. Пойте Господеви вся земля и веселием воспойте людие, яко прославися. Аминь.

* * *

106

 О родословной Спасителя, праотцах, и святых отцах см. поучение в сборнике № 1 в неделю пред Рождеством Христовым (51 поучение).

107

 Добротолюбие, т. 1, стр. 168.

108

 Из канона преподобного Иоанна Дамаскина.

109

 Ирмос 9 песни.

110

 Ирмос 8 песни.

111

 Канон 2, песнь 1, тропарь 2.

112

 Ирмос 4 песни.

113

 Стихира на хвалитех.

114

 Акафист Богородице.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle