Источник

Сборник 3, Поучение 30Сборник 3, Поучение 32

Сборник № 3 праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых)

31. Преображение Господне. О преображении душ и сердец наших (Мф. 17:1–9)

«Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный..."" 151.

Всякий праздник приносит нам духовную радость. Эта радость проистекает от того внутреннего просветления и обновления, которое ощущается нами в день молитвенно проведённого праздника. В эти дни духовной радости мы особенно близки к Богу, и Бог близок к нам. В день Преображения Господня эта близость к нам Господа, а отсюда и духовная радость должны быть особенно ощутимы. Обратим свой духовный взор на евангельское описание Преображения Господня, чтобы глубже ощутить и близость к нам Господа и проистекающую отсюда духовную радость.

Христа всегда окружали ученики, но не все они сразу же уверовали в Него, как Спасителя мира. И когда Он говорил им, что предстоит пострадать Ему (Мф. 16:21), и что Крест страданий ждёт и каждого из них (Мф. 16:24–25), то это вызывало у них скорбь, смущение, а со стороны апостола Петра даже «прекословие» (Мф. 16:22). И вот, желая укрепить в них веру в Себя как Спасителя, как Сына Божия, Он и преобразился на горе Фавор, явившись перед ними в той Божественной Славе, какую им ещё трудно было воспринять.

Это Преображение происходило так. Взяв трёх учеников (Петра, Иакова и Иоанна), Христос уединился с ними на высокой горе (Фавор). Здесь Он, прежде всего, предался молитве. Во время молитвы совершилось и чудо Преображения, когда Он весь просиял Божественным Светом, уподобляясь солнцу, вдруг всё озарившему своим сиянием. Когда ученики подняли глаза на Него, то увидели в сиянии славы не только Его Самого, но и двух ветхозаветных пророков – Моисея и Илию, мирно беседующих с Ним о грядущих страданиях Спасителя.

Преисполненный чувством небесной радости от созерцания Славы Божией, апостол Пётр обратился к Христу с просьбой об установлении трёх палаток (для Христа, Моисея и Илии). Но едва он успел закончить свою просьбу, как апостолов осенило светлое облако, и из него послышался голос: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в которой моё благоволение. Его слушайте. Это был голос Самого Бога Отца, свидетельствовавший апостолам, что Преобразившийся Спаситель есть подлинный Сын Божий, Которого и следует слушать. Апостолы в страхе пали на землю. И только приход к ним Христа и Его слова встаньте, не бойтесь, – привели их в чувство. Так произошло Преображение Господне.

Святая Церковь в тропаре праздника разъясняет значение этого события: «Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный». Спрашивается, когда и как может воссиять нам присносущный свет Славы Божией? Во всей своей полноте он воссияет нам на небе в будущей жизни, когда праведницы просветятся светом Божественной Славы (Мф. 13:43) и узрят Славу Божию лицом к лицу (1Кор. 13:12).

Но, однако, и здесь на земле мы призваны просвещаться светом Божиим, быть сынами света (Ин. 12:36) и преображаться обновлением ума нашего (Рим. 12:2). Но как нам просвещаться и преображаться? Вспомним, при каких обстоятельствах произошло Преображение Господне. Оно произошло во время молитвы Спасителя. Значит молитва и для нас – необходимое средство просветления, очищения, преображения, и это потому, что в молитве мы входим во внутреннее, сокровенное общение с Господом Богом, с Его просветляющей и очищающей благодатной силой. Лишь бы нам молиться и лишь бы молитва наша была усердной, благодатной и непрерывной. Особенное значение имеет молитва общественная, церковная, по словам Спасителя где два или три собраны во имя моё, там Я посреди них (Мф. 18:20). Кроме молитвы «свет присносущный», т. е. Христос вселяется в нас в таинствах покаяния и причащения. Когда мы грешим, то удаляемся от Бога, и Он оставляет нас. Когда мы каемся и сокрушаемся о грехах своих, то Господь нас милует, т. е. вновь посещает нас. Греша, мы умираем для духовной жизни и Бога, каясь – воскресаем и соединяемся с Ним.

Мы мастера на грех и совсем не искусны и беспомощны в деле покаяния. А между тем нам надо каяться перед совестью и Богом после каждого греха. Особенное же значение имеет покаянием в Церкви, т. е. исповедь, ибо вслед за ней мы сподобляемся самого тесного единения с Христом в таинстве святого Причащения. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, – говорит Христос, – во Мне пребывает, и Я в нём (Ин. 6:54). И это единение с Христом в таинстве святого Причащения глубоко преображает весь духовный состав человека, делая его новой тварью. Но часто ли и достойно мы причащаемся? Если верующие первых веков христианства причащались каждый день, то и нам следует не раз в год, а гораздо чаще причащаться.

И наконец, есть ещё благодатный источник света и общения с Богом. Это – любовь к Богу и ближним. Кто любит брата своего, – говорит апостол Иоанн, – тот в свете пребывает (1Ин. 2:10). Ходите в свете, пока свет имеете, – говорит Сам Христос (Ин. 12:35–36). А ходить в свете и значит ходить в любви, т. е. жить со всеми в дружбе, согласии, в мире, т. е. прощать все обиды, никого не судить, никому не завидовать. Все невзгоды и болезни переносить с упованием на помощь Божию. Ведь любовь по слову апостола, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла.., всё переносит... (1Кор. 13:4–7). Без такой любви, заключает апостол, мы – ничто.

Сегодня второй Спас. Сегодня по древнему церковному обычаю мы должны принести для освящения в храм плоды наших садов. Но мало кто из нас принёс их. Принесём же Господу другие плоды: плоды от наших душ и сердец, принесём Ему нашу любовь, нашу готовность жить со всеми в согласии, мире и любви, нашу готовность к внутреннему просвещению и обновлению. И тогда Бог мира будет с нами.

На горе Преобразивыйся Боже наш! Соедини миром и любовью наши сердца, чтобы мы всегда ощущали в себе Свет Твой Присносущный. Аминь.

* * *

151

 Из тропаря праздника.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle