Источник

Сборник 3, Поучение 31Сборник 3, Поучение 33

Сборник № 3 праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых)

32. Преображение Господне. О Фаворском свете

Об этом великом событии из жизни Спасителя сообщается у трёх евангелистов-синоптиков. Прежде чем говорить о самом Преображении евангелисты повествуют о том, как Иисус Христос готовил апостолов к уразумению того особого значения, какое оно имело и в отношении Его Самого, и апостолов.

Так они повествуют, что Иисус Христос перед Своим Преображением говорил апостолам, что Сыну Человеческому предстоит много страдать, быть убиту и в третий день воскреснуть (Лк. 9:22; Мк. 8:31; Мф. 16:21). Говорил также, что Его последователи должны отвергнуть себя, взять крест свой и следовать за Ним – своим Учителем и Господом (Лк. 9:28; Мк. 8:34; Мф. 16:25). Предупреждал также, что потерявший ради Него душу свою на земле сохранит её для Царства Божия на небе (Лк. 9:24; Мк. 9:2; Мф. 16:25), пророчески указывал, что уже и теперь есть некоторые, которые не вкусят смерти, как уже видят Царство Божие, пришедшее в силе (Мк. 9:1; Лк. 9:27) и Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём (Мф. 16:28). Как видно, во всех этих высказываниях Спаситель говорит не только о себе, но и о Своих последователях, тесно связывая их жизненный путь со Своим искупительным подвигом.

Известно, что как еврейский народ, так и апостолы чаяли, что Мессия-Христос будет земным царём еврейского народа, принесёт им материальное благополучие и свободу от римского господства. Но, однако, другое, как мы видим, предвещал им Христос: крестный путь на земле и блаженство в Царстве Отца на небе. Трудно было сразу же апостолам, как и всем евреям, переменить свои исторические сложившиеся воззрения на Мессию и на свою роль в Его царстве, трудно было совершить им психологическую перестройку, чтобы быть готовыми к восприятию Иисуса Христа как подлинного Мессию. И вот, как бы желая предоставить апостолам некоторое время для этой перестройки, Иисус Христос за 6–8 дней до Преображения ничего не творит, не совершает никаких чудес, не проводит бесед и встреч с народом. Так, по крайней мере, следует из умолчания обо всём этом всех трёх евангелистов. А если, однако, что-либо и совершилось, то не оставило глубокого следа ни в сознании, ни в памяти апостолов, а потому не отразилось и в Евангелии.

Сопровождаемый Апостолами, Христос как бы безмолвно и от народа уединённо шествует в эти дни из Кесарии Филипповой на гору Фавор, чтобы совершить там чудо Своего Преображения и тем засвидетельствовать истину о Себе Самом, предстоящих страданиях и со стороны Бога Отца, и со стороны авторитетнейших представителей еврейского народа – Моисея и Илии.

С чего началось Преображение Господне? Оно началось с того, что Иисус Христос с тремя избранными учениками (Петром, Иоанном и Иаковом) взошёл на вершину горы и здесь предался молитве. Ученики последовали Его примеру, но вскоре, отягчённые сном, заснули. Сколько времени и о чём молился Иисус Христос, нам неизвестно. Можно лишь предполагать, что Его молитва по содержанию своему приближалась к той, которой молился Он в конце прощальной беседы на Сионской горнице вслед за установлением таинства Евхаристии. Как тогда, так можно предполагать и теперь. Он молился о том, чтобы Отец прославил Его пред апостолами, дабы они узнали, что Отец послал Его в мир (Ин. 17:1. 8), и о том, чтобы явил им представителя закона (Моисея) и пророков (Илию), подтверждающих, что Иисусу Христу действительно надлежит совершать исход на вольные страдания в Иерусалим.

В силу Своего единения с Отцом, присущего им единства хотения, воли и силы (Ин. 5:30; Ин. 10:30, 38) Спаситель всегда и раньше молился Ему, прося Его соизволения на каждое крупное событие (чудо) в Своём общественном служении (Мф. 14:14, 21; Ин. 11:41; Мф. 15:32–38). И это соизволение Отца неизменно следовало за молитвой Сына. Так произошло и на этот раз: Преображение Господне явилось свидетельством о Нём как Единородном Сыне.

Когда апостолы проснулись, Преображение уже началось. Они увидели, как ещё во время молитвы Христос просиял небесной славой: лицо заблистало как солнце, одежда стала белой как снег. И не только своего Учителя увидели апостолы, но и явившихся во славе ветхозаветных мужей – Моисея и Илию, тех пророков, которые когда-то сподобились видеть Бога: один на горе Синае (Исх. 19–20 и 33–34 главы), другой на горе Хориве (3Цар. 19 глава). И вот теперь узрели они во славе Сына Его Единородного на горе Фавор и не только узрели, но и вели с Ним беседу об исходе Его в Иерусалим на вольные страдания. Не раз Спаситель говорил апостолам об этих, ожидающих Его страданиях и смерти (Мф. 16:21; Мф. 12:40), а теперь они слышат о том же из уст и ветхозаветных пророков, нисколько не прекословящих, нисколько не возражающих против них.

Когда беседа закончилась, и ветхозаветные мужи стали отходить от Господа, апостолы, впавшие перед тем в блаженное состояние, взмолились устами Петра: Наставник, хорошо нам здесь быть. Сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, и евангелист Лука добавляет: не знал, что говорил (Лк. 9:33), т. е. не давая себе отчёта в сказанном, ибо Иисусу Христу вскоре предстояло быть униженным и поруганным в Иерусалиме.

Когда апостол Пётр заканчивал свою просьбу – молитву к Господу, явилось светлое облако и осенило апостолов, и был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный: Его слушайте. Это был кульминационный пункт всего совершившегося на Фаворе. Светлое облако, осенившее апостолов, было для них новым Светом, новым благодатным осенением.

Неожиданность этого второго события на Фаворе повергла их в такой страх, что они пали на землю. И только подошедший Христос, принявший свой обычный вид и сказавший им: встаньте и не бойтесь, возвратил их к действительности. Так закончилось дивное видение, славное созерцание апостолов пресветлого Преображения Господня на горе Фавор.

Преображение Господне должно было коснуться и действительно коснулось всех участников его и тем вскрыло внутренний духовный смысл этого великого события. В отношении Самого Спасителя оно явилось свидетельством Его Божественного достоинства, как Единородного Сына Божия, обнаружением Его Божественной славы, с участием в ней и тела Его, преобразуя его тело в будущее преславное прославление.

Преображение Господне оказалось поворотным пунктом в общественном служении Спасителя, вплотную приблизившим Его к совершению крестного подвига и к подготовке к нему всех умерших (в лице Моисея и Илии) и всех живых (в лице апостолов). Эта подготовка выразилась в следующем: Моисей и Илия, озарённые Фаворским Светом и беседой с Христом, уразумели, что чаяния умерших об избавлении от сени смертной найдёт в лице Иисуса Христа своё удовлетворение. И что сами они должны быть вестниками наступающего искупления и для умерших душ. Как представители закона и пророков, они оказались призванными воздействовать (своим явлением и беседой) и на апостолов в деле уразумения ими неизбежного (исхода) Иисуса Христа на вольные страдания и смерть. Свидетельство их должно было исключать в умах апостолов всякое сомнение. Голос Отца, призвавший их к послушанию Сыну (Того слушайте), также побуждал их к вере в Спасителя как страждущего Мессию, чтобы проповедовать потом Христа распятого, бывшего соблазном для иудеев и безумием для язычников (1Кор. 1:25).

Однако апостолы, как мы видели, ещё не были готовы своим духом воспринять на Фаворе всю полноту Божественного Света, и потому в тропаре Церковь и возглашает о Христе: «показавый учеником Твоим Славу Твою, якоже можаху», или, по другому песнопению, «якоже же вмещаху». Но как бы недостаточно ни было проникновение апостолов в присносущный Божественный свет на Фаворе, всё же оно было бо́льшим, чем боговидение Моисея на Синае или Илии на Хориве, что видно из церковной песни: «прежде во зраце виден был (Бог) Моисеем, ныне же во Свете неприступном Божества»152.

Неприступный Свет Божества восхитил апостолов в область несозданного Света, отъединил их, хотя и на краткое время, от восприятия вещественного мира, и показал им Христа как Превысшее Светоносное Существо, как подлинный свет Божества. Но они не могли ещё войти в полное единение с этим Светом, как Моисей и Илия, и потому общение с Ним не было вполне совершенным. Этим и объясняется та неустойчивость, те колебания, которым подверглись апостолы в день взятия Христа, суда над Ним и голгофских событий. Лишь позднее апостол Пётр сошлётся на Преображение Господне, как на свидетельство истины об Иисусе Христе и скажет о велелепной славе, сопровождавший глас Божий с неба, услышанный апостолами на святой горе (2Пет. 1:17–18). Также и апостол Иоанн сошлётся на Преображение Господне, когда будет говорить о воплощении Бога-Слова: И мы видели славу Его, как Единородного от Отца (Ин. 1:14).

Какое значение имеет Преображение Господне и сопровождающий его Фаворский Свет для всех последователей Иисуса Христа? Прежде всего, следует отвергнуть неправедную мысль, что Свет Небесный – это удел только избранных. Ложно смирение, говорящее: «Это не для меня». Необходимо утвердиться в противоположном: истина Христова и благодатное фаворское свето-озарение и богообщение ждут каждого из нас. Господь никого, грядущего к Нему, не отвергает (Ин. 6:37). Богослужебное чинопоследование праздника призывает всех нас к восхождению на «Гору Господню..., узреть Славу Преображения... и принять Свет Его». Не только ветхозаветным людям и не только апостолам благоволил Господь явить в сердцах их эту зарю, эту утреннюю звезду (2Пет. 1:19), но и во все века не переставал и никогда не перестанет изливать этот Божественный Свет, этот дар боговидения в чистые сердца, как Сам вещал (Мф. 5:3).

Мы знаем, что Бог Свет есть (Ин. 1:5) и обитает в свете неприступном (1Тим. 6:16). Но, однако, лишь для тех Он недоступен, у кого нечистое сердце и нечистое око, Христос говорит: Я Свет, пришедший в мир, дабы всякий верующий в Меня, не оставался во тьме (Ин. 12:46). Свет Божественный, как показал опыт веков, многократно и многообразно посещал и посещает человека. И никто не может указать границ благоволения Божия, поставить предел сиянию правды и славы Божией. И это потому, что Бог, повелевающий из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием Славы Божией в лице Иисуса Христа (2Кор. 4:6). Поэтому «Свет Христов просвещает всех». Он просвещает нас всякий раз, когда мы с благодарным внутренним озарением или хотя бы с горячей жаждой этого озарения взыскуем свет Христов.

Иисус Христос всегда, перед всяким событием (чудом) в Своём общественном служении молился Отцу Небесному и всегда получал ответ на Свою молитву. Апостолы и святые отцы подражали Ему. Святитель Григорий Палама, желая проникнуть в тайну Фаворского Света и просветиться им, годами вопиял: «Господи, просвети тьму мою» и был услышан. Преподобный Симеон Новый Богослов всегда взывал: «Прииди, Свет Истинный, прииди, Жизнь Вечная, прииди, падших восстание. Прииди, низложенных воздвижение. Прииди, мёртвых воскресение... Прииди, Царю Всесвятый, прииди и вселися в ны». Нет сомнения, что милость Божия откликалась на эту молитву праведника.

Так же пламенно взывал к Богу преподобный Макарий Великий: «Умоляю Тебя, Господи, даровать небесный Огонь, воспламеняющий и успокаивающий душу... Да снидет на неё неизреченный Свет Христа». И здесь на молитву праведника Господь даровал то, что он просил: Свет Христа, несомненно, воспламенял и успокаивал его душу. «Обратимся убо, – взывает святитель Тихон Задонский, – к Богу всем сердцем, да светом Его просветимся и любовию согреемся».

Свет и во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5). Мрак греховный не может затмить, преодолеть свет Христов. Сама же тьма побеждается Им. Тьма греховная окутывает, помрачает жизнь нашей души. Изживается она только непрерывными усилиями нашего духа, его неугасимой молитвенной жаждой света. Начало этой молитвенной жажды, этой непреклонной решимости духовно просветиться и есть начало света Христова в душах и сердцах наших. Аминь.

* * *

152

 1 песнь 2-го канона.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle