Источник

Сборник 2, Поучение 50Сборник 2, Поучение 52

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

51. Неделя пред Рождеством Христовым. О родословии Спасителя. О родословной Спасителя, праотцах и отцах (Мф. 1:1–25)

«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова» (Мф. 1:7).

Наступают, братия и сестры, последние дни Рождественского поста. Через неделю мы будем радостно присутствовать на торжественном Рождественском богослужении. Весь пост Святая Церковь готовила и продолжает готовить нас к встрече Рождества Христова. Многие из вас нашли в себе силы и время за этот пост и попоститься, и поговеть, и исповедоваться, и причаститься, и тем приготовили себя к радостной встрече великого праздника. Но, однако, ни для кого из нас не закрыта радость праздника. Ибо даже и за оставшуюся неделю до Рождества Христова можно ещё многое сделать: и помолиться, и попоститься, и примириться со своими ближними, и исповедоваться, и причаститься, возродиться духовно.

Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам, братия и сестры, родословие нашего Спасителя по Его человеческой природе, поскольку Он был не только Бог, но и Человек, не только Сын Божий, но и Сын Человеческий. В Евангелии от Матфея, которое читается сегодня, приводится родословие Христа Господа по праведному Иосифу, а в другом месте, в Евангелии от Луки, это родословие ведётся по Богоматери, Пречистой, Преблагословенной Деве Марии.

Родословие Девы Марии начинается с Адама, а праведного Иосифа – с Авраама.

Для чего даны эти родословные? Они даны нам для того, чтобы показать, что Христос по Своей человеческой природе имел длинный ряд предков, или родов. Таких родов у евангелиста Матфея указано 42. Значит, Христос имеет глубокий родословный корень в еврейском народе и, следовательно, Он не есть случайное явление в истории. Надо прямо сказать, что вся многовековая ветхозаветная история готовила людей к встрече Его, как своего Мессии, своего Спасителя и Избавителя. Она готовила к этой встрече с первого же человека на земле – с Адама. Ему были даны обетования о пришествии в мир Спасителя. Эти обетования затем были повторены многим ветхозаветным праведникам – праотцам, патриархам и пророкам.

Братия и сестры! Мы слушали в сегодняшнем Евангелии: Авраам роди Исаака, Исаак роди Иакова, Иаков роди Иуду, Иуда – Фареса и т. д. К этим праотцам принадлежит и пророк Давид, из рода которого ожидался Мессия-Христос, и к роду которого принадлежали и праведный Иосиф, и Пресвятая Дева Мария.

Вот и в прошлое воскресенье, в Неделю Праотец, Святая Церковь призывала нас прославить всех этих ветхозаветных праотцов. Кроме патриархов, к этим праотцам относятся и пророки: Илия, Елисей, Исаия, Иезекииль, Даниил, Иеремия и все другие пророки, вплоть до святого Иоанна Крестителя. Много было их – святых праотцов. Они и сами сохраняли в своём сердце веру в грядущего Мессию, и помогали народу еврейскому донести эту веру до времени воплощения Сына Божия. Последний из этих святых людей сам и увидел Христа и, указывая на Него, сказал: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29).

В нынешнее воскресенье, в Неделю святых Отец, Святая Церковь опять чтит ветхозаветных праведников, в особенности тех, кто были прямыми предками Христа по плоти. Святые ветхозаветные праотцы и пророки имели твёрдую веру в грядущего Христа, и этой верой жили и спасались. А мы сейчас, чада христианской Церкви, живём и спасаемся уже верой в пришедшего, за нас пострадавшего и воскресшего Господа. Мы веруем в то, что Рождённый от Девы Марии Христос действительно есть Спаситель мира, что Он всегда был и есть наша Истина, наша Жизнь и Путь нашего спасения, как Он и Сам оказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6).

Братия и сестры! Начало нашей христианской веры восходит к Рождеству Христову. В вифлеемских яслях, в пещере, родился Спаситель мира. Здесь зародилась и наша вера в Него. Первыми уверовали в Него вифлеемские пастыри, которых ангелы привели в эту пещеру, возвестив им сначала благостную весть: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2:14).

Этой же вере в рождённого Христа научила восточных мудрецов – волхвов вифлеемская звезда («звездою учахуся»), и они так же, как и пастыри вифлеемские пришли и увидели Богомладенца – Христа и поклонились Ему. С тех пор воистину «воссия мирови свет разума». С тех пор свет Христов просвещает, возрождает всех, жаждущих спасения.

Возлюбленные братия и сестры! Смысл праздника Рождества Христова заключается в нашем духовном возрождении. Христос рождается для каждого из нас в каждом из нас. Славьте Его.

Христос с небес – срящите. Встречайте Его.

Христос на земли – устремляйтесь, возноситесь к Нему. Пойте, прославляйте Его.

Считанные дни и часы остались до праздника Рождества Христова. Поспешим же предуготовить Ему вифлеемские ясли в своём сердце. Как и волхвы, будем готовить Ему свои дары: свою веру, свою любовь, своё упование на Него – великую радость обновлённого, возрождённого духа. Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle