Источник

Сборник 2, Поучение 44Сборник 2, Поучение 46

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

45. 27 неделя по Пятидесятнице. Об исцелении скорченной женщины. Всеоружие Божие (Лк. 13:10–17)

«Наша брань не против крови и плоти, но против... духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).

В сегодняшнем Евангельском чтении, благочестивые слушатели, мы слушали повествование об исцелении Спасителям скорченной женщины. Восемнадцать лет страдала эта женщина недугом расслабления, будучи скорченной, пригнутой к земле страдалицей. Она терпеливо переносила свою горькую долю и была достойна милосердия Божия. Увидев её в субботний день в синагоге, Христос через возложение рук исцелил её. Когда начальник синагоги упрекнул Христа, что исцелением женщины Он нарушил субботний покой, то Христос ответил ему: Сию дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже 18 лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний (Лк. 13:16).

Узы сатаны – это была внешняя, привходящая причина болезни женщины. Внутренней, первичной, т. е. более глубокой причиной болезни являлась, как и доселе у всех людей, является греховность человека, его горделивость, самость, самоутверждение, противление Господу, Его заповедям. На почве этой греховности и недостаточности нашей борьбы с ней и возникает власть лукавого над нами. В сегодняшнем апостольском чтении (Еф. 6:10–12) апостол Павел предупреждает нас о кознях дьявольских, как постоянной опасности и угрозы в нашей жизни.

В чём состоят эти козни? Они многочисленны и разнообразны. Лукавый пользуется буквально каждым мгновением и случаем в нашей жизни, каждой трещинкой в нашей душе, чтобы проникнуть, пленить и увлечь её в свои сети. Так, если в нашу душу закрадывается, например, сомнение, колебание, неуверенность в бытии Бога, то это он забрасывает, сеет семена этих плевел (Мф. 13:25), чтобы они выросли в душе и принесли охлаждение, забвение, отрицание Бога, вражду и злобу против Него. Если нашу душу охватывает тоскливое, упадочное настроение, то это лукавый старается овладеть нами, чтобы довести наше состояние до уныния и даже отчаяния. Если недоверие и недовольство кем-либо вошло в нашу душу, то это «сработал» всё тот же лукавый, надеясь довести дело до отчуждения, неприязни, ненависти, вражды и ссоры.

Перессорить людей, отторгнуть их от Бога, начинять враждой друг к другу и неприязнью к Богу с тем, чтобы, в конце концов, погубить их – таково высшее наслаждение и последняя цель всех происков и козней духов злобы поднебесных.

И беда наша в том, что так много и постоянно страдая от этих происков, мы почти совсем не осознаём их, не даём себе отчёта в том, откуда, от кого происходит разного рода беда в нашу душу.

Под влиянием тонких внушений лукавого, причину наших внутренних душевных неурядиц и наших расхождений с людьми, мы чаще всего видим не в нём (лукавом) и не в себе самих, а в людях. Поэтому так легко их попрекаем, осуждаем и с ними враждуем.

Часто лукавый воздействует на нас через нашу кровь и плоть, т. е. через тело, усиливая в нём (и даже в глубокой старости) похоть, вожделения, страсти. Страдая от этих страстей и вожделений, мы иногда готовы причину их видеть в самом теле и его воздействии на нашу душу. А между тем, как говорит апостол, дело не в теле, не в плоти и крови, как таковых, а именно в той вражьей силе, которая усыпляет нашу духовную бдительность и трезвенность, и усиливает греховные состояния души, хотя бы только и мысленно (в помыслах). Вот почему апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении и говорит: Наша брань не против крови и плоти, но против... духов злобы поднебесных (Еф. 6:12).

Как надо бороться с ухищрениями и тонкостями этих духов злобы? Христос указывает нам, как на самое сильнейшее средство, на пост и молитву (Мф. 17:21), особенно когда дух злобы уже целиком овладел нами и нужна помощь других и особенно Церкви.

Апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении указывает нам на всеоружие Божие, чтобы нам можно было стать против козней дьявольских (Еф. 6:11). В это всеоружие входят следующие виды оружия: истина нашей веры в Христа-Спасителя, праведность (Еф. 6:14), т. е. праведная, благочестивая жизнь наша, а также миролюбие и щит веры (Еф. 6:15–16) в Бога, Его промысел и милосердие. Уже этим щитом веры, по слову апостола, – можно угасить все раскалённые стрелы лукавого (Еф. 6:16). Но в это всеоружие входит ещё и меч духовный (Еф. 6:17), т. е. Слово Божие, просвещающее и укрепляющее нас в духовной брани с извечным врагом рода человеческого.

Наконец, во всеоружие входит постоянная молитва духом (Еф. 6:18) о помощи Божией, о постоянной нерушимой внутренней связи с Богом.

Братия и сестры! Следует ли говорить, как для всех нас необходимо это всеоружие Божие, как надо немедля же всем нам вооружиться и горячей верой в Бога, и светлой истиной Христовой о нашем спасении, и праведной, миролюбивой жизнью, и Словом Божиим, и непрестанной молитвой. Апостол Павел, как видим, требует от нас крутой и решительной перемены во всём духе и строе нашей жизни. И начать эту перемену всего естественнее теперь же, в дни поста и покаяния.

Будем же молить Господа, чтобы Он – Всеблагий и Премилосердный – помог нам облечься во всеоружие Божие, избавил от телесного и духовного расслабления, укрепил нашу волю на борьбу с кознями и лукавством врага нашего спасения. Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle