Источник

Сборник 2, Поучение 43Сборник 2, Поучение 45

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

44. 27 неделя по Пятидесятнице. Об исцелении скорченной женщины. Сила Божия в немощах совершается. (Лк. 13:10–17)

«Женщина, ты освобождаешься от недуга твоего» (Лк. 13:12).

Однажды в субботу, благочестивые слушатели, Господь наш Иисус Христос учил народ в еврейской синагоге. В числе слушающих была женщина, имеющая дух немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться (Лк. 13:11) в течение 18 лет.

Это была скромная, богобоязненная, терпеливая женщина. Она не искала встречи лицом к лицу с Господом, считая себя недостойной этой встречи, и старалась быть (в синагоге) незаметной среди людей. Она, быть может, уже примирилась – за давностью лет – со своей горькой участью и в своих молитвах просила у Бога лишь помощи в терпеливом несении болезни. Но не так рассудил Господь. Высокие качества её души приблизили к ней Его милосердие и стяжали исцеление, за что она прославила Господа.

В сегодняшнем Евангельском чтении так сказано об этом исцелении: Христос увидел её, подозвал, возложил на неё руки и сказал: женщина, ты освобождаешься от недуга твоего (Лк. 13:12) Она тотчас выпрямилась и стала славить Бога (Лк. 13:13). Смотрите, братия и сестры, как всё просто, как всё быстро, как всё милосердно происходит у Господа. Он лишь возложил руки и открыл уста, и в то же мгновение всё преобразилось в этой женщине: Из ненормального состояния её спина перешла в нормальное, из неестественного, согбенного – в естественное, первоначальное. В этом вся суть всех чудес Христа. Они не сверхъестественны по результатам, а в высшей степени естественны, так как возвращают людей к их естественней природной норме: хромые начинают ходить, слепые – видеть, парализованные – действовать и прочее. Сверхъестественность в этих чудесах в том, что здесь действует сила Божия, но она действует на природные силы человека, пробуждая, оживляя, укрепляя их к возвращению к своей норме. Медицина тоже воздействует на естественные силы человека, но действует частично, медленно и не всегда верно. Сила Божия – сразу, безошибочно животворит все силы человека, в том числе и силы духа. Высший пример этой животворности – в воскрешении умерших.

Душа женщины вместо скорби получила радость, и уста возблагодарили и прославили Господа. И всё это произошло потому, что через возложение рук Христа на голову больной вошла в неё сила Божия и, воздействуя на её природные силы, пробудила, оживотворила их, освободила от духа немощи.

В чём суть болезни, «немощи», от которой она страдала? Суть её – в телесном расслаблении. Если эта болезнь захватывает всё тело больного, то оно совершенно расслабляется и парализуется, как то было у расслабленного, 38 лет лежавшего при Овчей купели (Ин. 5:5–15). Если болезнь захватывает ноги или руки, то они становятся недвижимыми; если позвоночник, – то тело скорчивается, пригибается к земле и не может выпрямиться. Вот этой-то последней «немощью» и была, по-видимому, поражена женщина, пришедшая в синагогу помолиться и послушать Спасителя. Здесь-то она, неожиданно для себя, и обрела милость Божию.

Чем, братия и сестры, назидает нас исцеление этой скорченной женщины? Оно назидает нас уроком великого милосердия Божия. Это милосердие Само видит, где, когда и кому оказывать помощь. Так Христос увидел, т. е. как бы высмотрел затерявшуюся среди людей согбенную фигуру больной женщины, подозвал в Себе, возложил руки и исцелил. Это значит, что Господь и нас найдёт, увидит, подзовёт и одарит благодатью, если мы будем в несении скорбей такими же терпеливыми и благодарными, такими же достойными, какой оказалась скорченная женщина. А ведь она могла бы быть обиженной, озлобленной, ожесточённой от своей продолжительной и безнадёжной болезни. Но нет, произошло обратное: болезнь её смирила, духовно просветила, умудрила, научила терпению и тем привлекла милосердие Божие.

А как мы, братия и сестры, переносим свои болезни и различные невзгоды? Мы, к прискорбию, проявляем при них нетерпеливость, раздражение, ропот, маловерие. Болезни мы воспринимаем как несчастье и зло, от которого надо всеми средствами и как можно скорее освободиться; Но вспомним: расслабленный при Овчей купели лежал 38 лет, кровоточивая страдала 12 лет, скорченная – 18 лет, пока не пришёл для каждого из них час исцеления, освобождения от болезни. Так и нам не следует малодушествовать и роптать при длительных и тяжёлых болезнях своих или тех лиц, за которыми мы призваны ухаживать. Следует в этих случаях просить у Господа терпения, воздержания от раздражения и ропота. Тогда с терпением придёт просветление нашего ума, очищение сердца, смирение воли и оздоровление тела.

Если же болезнь ведёт не к жизни (не к выздоровлению), а к смерти (при престарелом возрасте или злокачественной болезни) то тем более надо возревновать о смирении души, очищении сердца, примирении е людьми и о встрече с Господом в таинстве исповеди и святого Причащения.

Сила Божия, братия и сестры, в немощи совершается (2Кор. 12:9). Она «немощное врачует и оскудевавшее восполняет». Поэтому не на свою, а на Божию силу, прежде всего, должны мы возложить всё наше упование при болезнях и жизненных невзгодах. И по силе этой веры и надежды и будет дана нам помощь Божия, восстанавливающая и укрепляющая наши естественные силы.

Господи, умножь в нас веру, терпение и надежду, чтобы и нам получать помощь Твою и жить в Тебе – Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle