Источник

Сборник 2, Поучение 2Сборник 2, Поучение 4

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

3. 3 неделя по Пятидесятнице. Ищите же прежде Царствия Божия. Иметь только необходимое, искать только спасительное. Не заботиться о пище и питии и искать Царства Божия (Мф. 6:22–33)

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его... Не заботьтесь о завтрашнем дне,... довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:33–34).

В сегодняшнем евангельском чтении, благочестивые слушатели, мы слышали слова Господа о том, что никто не может служить двум господам..., Богу и мамоне, ибо любя одного, возненавидит другого и будет нерадиво служить ему.

Что следует разуметь под словом «мамона»?

Ближайшим образом под «мамоной» следует разуметь излишества в материальных благах и средствах к жизни. Сюда относится и дорогая, богатая обстановка в квартире, дорогие, изысканные вещи и безделушки, излишняя одежда, изобилие запасов продуктов питания и прочее.

Но не только всё это входит в понятие «мамоны», но и пристрастие, и любовь ко всем этим материальным средствам и благам, и уверенность, что только в них всё благо и счастье человека, что, имея хорошие материальные средства, человек имеет всё, не имея их – не имеет ничего.

Братия и сестры! Прилепление сердца человеческого к материальным сокровищам потому предосудительно, что оно исключает всякий интерес и заботу о предметах высших, материальных, спасительных, духовных, ибо, как сказано, где (в чём) сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21).

Человеку, конечно, нельзя обойтись без пищи, одежды, крова, домашней обстановки. И заботы о них нам разрешены и для нас предусмотрены (Мф. 6:11, 34). Не разрешается нам лишь увлекаться всеми этими заботами, переступать границу умеренности и разумности, переходить от забот о сегодняшнем дне к заботам, тревогам и волнениям о грядущих днях. Ибо тогда не остаётся ни времени, ни сил, ни желания позаботиться и о том, что является единым на потребу, т. е. позаботиться о благах духовных, вечных.

Господь хочет, чтобы мы имели для себя лишь самое необходимое и довольствовались им, не оглядываясь по сторонам и не завидуя тем, кто служит «мамоне». Господь желает, чтобы мы, любя Бога, относились к ближнему своему как самому драгоценному сокровищу на земле, данному нам для нашего спасения. Ведь на пути к Богу всегда стоит человек и от нашего отношения к нему (человеку) зависит судьба наша и в этой, земной, и в будущей, загробной, жизни (Мф. 6:13; Мф. 25:41).

Господь заповедует нам, чтобы больше всего мы боялись греха, разъединяющего нас с Богом и людьми, и жили по воле Божией, т. е. по заповедям Его. Чтобы перед началом всякого дела просили Его благословения («благослови Господи»), а по окончанию – благодарили («Благодарю Тебя, Господи»). Господь хочет, чтобы мы испытывали и судили сами себя (1Кор. 11:28, 31), чтобы всё, что мы делаем словом или делом, всё делали во имя... Иисуса Христа (Кол. 3:17).

Братия и сестры! Сами по себе вещи не есть зло, и излишние деньги не есть нечто предосудительное. Они являются таковыми тогда, когда человек неправильно приобретает их, неразумно пользуется ими, питая к ним пристрастие, преувеличивая их значение и тем самым впадая в зависимость от них. Только в этом случае они становятся «мамоной», господином, а человек – рабом, слугой их.

Человеку всё позволено, но не всё ему полезно, ему всё позволено, но не всё его назидает (1Кор. 10:28).

Вся вселенная окружает человека, весь мир с его великолепием и соблазнами смотрит в его лицо, но ничто из всего этого не должно обладать, владеть им (1Кор. 6:12), ничто не должно порабощать, угнетать, лишать духовной свободы, становиться идолом, кумиром, «мамоной» для него.

Человек рождается нагим, ничего не имущим. И в своей жизни не имеет ничего, что не получил бы (1Кор. 4:7). Так как же гордиться ему чем-либо как своим собственным и рабски прилепляться к нему? Лучше терпеть лишения (1Кор. 6:7), чем приобретать лишнее и впадать в служение, в рабство ему.

От вещей и материальных ценностей человек никогда не получит того, что ожидает. Да и как он может ожидать и получить от них то, чего они не имеют. Ибо сами вещи, как и вся природа, покорилась суете, они стенают и мучатся, ожидая откровения и свободы от сынов Божиих (Рим. 8:19–22), т. е. от самого же человека. Поэтому, по словам апостола, имущие должны жить как не имущие... и покупающие как не приобретающие и пользующиеся миром сим (вещами его), как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего (1Кор. 7:29–31).

Сами же мы, люди, куплены дорогой ценой (1Кор. 6:20) и не должны делаться рабами ни вещей, ни людей (1Кор. 7:23)

Братия и сестры! Нередко наши комнаты загромождаются вещами и безделушками, и не хватает ни времени, ни сил, особенно у очень занятых или престарелых людей, ухаживать за ними и держать в должной чистоте и порядке. И вот вещи «стонут» от нас, от нашей неряшливости, а мы «стонем» от вещей, от их обилия, и наше пристрастие к ним не даёт удовлетворения. А тут, ещё новинки появляются в магазинах. Как не купить и не отстать от века! И опять новые «мамоны», новые «стоны» и новое рабство.

Братия и сестры! Самое высокое и непреходящее наследие в человеке, подлинное ни с чем несравнимое сокровище на земле – это его божественная, бессмертная душа – образ и подобие Божие. Она призвана в Бога богатеть, т. е. приобретать блага не земные, временные, подверженные моли, ржавчине и расхищению, а небесные, духовные нетленные, вечные (Мф. 6:19–20).

Вот об этой-то душе Господь и призывает нас больше всего заботиться.

Мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении умилительно-трогательный, отечески-сердечный призыв Господа к заботе о своей душе. Не заботьтесь о том, что вам есть или пить, – говорит Он, – посмотрите на птиц небесных. Они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, но Отец Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6:26).

В самом деле, разве человек не лучше птиц, не ценнее их в очах Божиих? Если пять птиц ценятся пенязема двема (Лк. 12:5), то у человека даже власы главы его изочтены суть (Лк. 12:7) и ни один из них (волос) не погибнет (Лк. 21:18).

При такой заботе Господа о человеке ему нет необходимости уповать только на земные средства в удовлетворении своих нужд. Господь знает наши нужды, прежде прошения нашего. И подаёт потребное нам так же, как подаёт пищу птицам и одежду траве, если только мы по-настоящему начнём искать Царства Божия и правды Его.

Братия и сестры! В истекшие первую и вторую недели по Пятидесятнице святая Церковь чтила и прославляла всех святых угодников Божиих, в том числе и в России просиявших. Все они искали и обретали Царствие Божие. Все богомудро преодолевали власть вещей, окружая себя самым малым, крайне необходимым. Материальный, вещественный мир не порабощал их сердца, не заслонял их глаза, не мешал им прилепляться к миру горнему, духовному. Соблазны и искушения от внешних вещей преодолевались у них обетом нестяжательства, а соблазны и искушения от людей – обетом смирения и послушания. Для них Царство Божие было не пищей и питанием, а правдивостью, миром и радостью о Дусе Святе (Рим. 14:17). И это Царство было внутри их (Лк. 17:21).

Об этом и напоминала нам святая Церковь в дни прославления их, призывая нас подражать им. Сегодня она каждому из нас предлагает проверить себя, поставив себе вопросы: кому я служу – Богу или «мамоне»? На кого больше надеюсь: на свои силы, материальные средства, на помощь людей, или на силы и помощь Божию? Куда я иду и чего больше ищу: Царства Божия или благ и утех этой временной, земной жизни?

Господи, помоги нам всегда решать эти вопросы согласно Твоей святой, благой и спасительной для нас воле, т. е. решать согласно заповедей Твоих. Помолимся: «Отче наш! Да святится имя Твое святое в нашей жизни! Да приидет Царствие Твое: царство мира, любви, правдивости и радости о Духе Святом! Да будет воля Твоя, благая и спасительная во всех делах, словах и помыслах наших». Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle