Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники
2. 2 неделя по святой Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших. Наши молитвенники
«Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит вся святая, в той просиявшыя» (Тропарь).
В прошлое воскресенье, – первое по Пятидесятнице, – благочестивые слушатели, святая Церковь прославляла всех Святых Православной Церкви со дня её основания Иисусом Христом и сошествия Святого Духа на апостолов.
Почему Она прославляла не отдельных святых (как это Она ежедневно совершает), а сразу всех святых?
Это Она делала, чтобы особо прославить Бога, в Святой Троице поклоняемого, за те особые благодатные дары Святого Духа, которые Она преизобильно получила в день Святой Пятидесятницы.
Этими благодатными дарами Святая Церковь создала неисчислимые сонмы святых угодников Божиих. Все они (святые) свидетельствуют, что Христос не напрасно воплощался, страдал, умер и воскрес. Вместе с ангелами эти сонмы святых составляют Церковь Небесную, торжествующую, прославляемую.
Вот эту-то Церковь небесную и прославляет земная Церковь вслед за тем, как она прославила Святую Троицу в день святой Пятидесятницы.
В первое воскресенье по Пятидесятнице ликовала, торжествовала земная Церковь, а вместе с ней ликовала и прославляла Бога и Церковь Небесная, т. е. ликовала вся единая, нераздельная, небесно-земная Христова Церковь.
Ликование неба и земли в союзе единого духа и единой любви совершается и в это второе по Пятидесятнице воскресенье в связи с прославлением святых, на Руси просиявших. Русская Православная Церковь, основанная в конце десятого века, за весь истекший период своего существования, дала огромные сонмы своих святых, вошедших в общую сокровищницу Церкви Небесной.
Это были те угодники Божии, которые своей богоугодной жизнью дали нам высокие образцы молитвенного подвига, нравственной чистоты, борьбы со страстями и твёрдого стояния за веру и свою родину, когда этого требовали исторические обстоятельства.
Вот перед нами светлый образ первосвятительницы нашей родины – княгини Ольги, посеявшей первые семена православной веры на Руси.
Вслед за ней встаёт в нашей молитвенной и благодарной памяти святой Владимир, князь стольно-Киевский, в реке Днепре крестивший киевлян и озаривший светом христианства Русь того времени.
Одновременно мы молитвенно вспоминаем и центр духовного просвещения и иноческого подвига того времени – Киево-Печерский монастырь с его дальними и ближними пещерами, сохранившими до наших дней свидетельства (святые нетленные мощи) славных духовных подвигов наших предков. Кому не известны святые подвижники Киева – Антоний и Феодосий, и их многочисленные преемники по духовным подвигам, как в самой обители, так и за её пределами?
На севере нашей страны рано возник Новгород, крепкий не только силой меча, но и силой креста. Здесь просияли своими подвигами Никита, Ефрем, Иоанн и другие. Здесь воспитался и получил благословение на ратные подвиги в защиту Родины святой благоверный князь Александр Невский.
Ещё дальше на север пронесли свет Христовой веры прославляемые нами Валаамские чудотворцы – Сергий и Герман, и Соловецкие – Савватий и Герман.
В далёкой и суровой Сибири подвизались и привлекали к Христу святители Иннокентий, Иоанн и другие.
Ближе к Москве, в Воронеже, святительствовал Митрофан – мужественный ревнитель веры и благочестия, а также Тихон Задонский – подвижник и духовный писатель-просветитель. Невдалеке от Воронежа плодоносно святительствовал святитель Питирим Тамбовский. Почти в те же времена богомудро и благочестиво святительствовали Феодосий Черниговский и многоучёный Дмитрий Ростовский, описатель Четьи-Минеи и обличитель раскола.
Много раньше их (в 14 веке) ближе к Москве, в лесах Радонежских, воссиял преподобный и богоносный отец наш Сергий, «взбранный воеводо» всей земли русской. «Чудотворец преславный и помощник скорый, инокам наставник и собеседник.., всего русского монашества северного насадитель и всея Руси игумен небесный.., а в несчастные годины нашей страны вдохновитель побед над врагами нашей отчизны великой»82.
Великий град Москва! Здесь подвизался Василий Блаженный, а также первопрестольный святитель Пётр, предрёкший великую славу Москве. Здесь в патриаршем соборе почивает крепкий молитвенник и защитник земли русской святитель Алексий. Можно ли не упомянуть святителя Иону, страстотерпца Филиппа и священномученика Гермогена, не вспомнить их пламенную веру и защиту Москвы и православной веры от врагов родины. Великое множество других святых просияли на русской земле. Не достало бы времени повествовать об этом облаке свидетелей помощи Божией, действия благодати Христовой в спасении верующих людей нашей страны.
Одним из последних святых на Руси просиял преподобный Серафим Саровский (умер в 1831 г.). Он горько сетовал, что ослабла «решимость» русского человека к спасению, к «стяжанию святого Духа Божия».
Братия и сестры! Чему научают и вразумляют нас ныне прославляемые святые, в русской земле просиявшие? Они напоминают нам, что кроме земли существует небо. Кроме тела – души и дух, кроме каждого из нас существуют люди, наши ближние, наши братья во Христе, кроме земной Церкви существует небесная, кроме временной земной жизни – жизнь загробная, вечная, где каждому предстоит дать ответ за свою земную жизнь.
Святые являют нам пример того, как на всяком жизненном поприще, при самых трудных жизненных обстоятельствах, люди сохраняют верность и преданность Богу, бескорыстное, жертвенное служение людям, выходят победителями над своими грехами и страстями и достигают небесных венцов.
Все мы, братия и сестры, радуемся, что земля наша так богата угодниками Божиими, что мы получали и получаем от них благодатную помощь и в случае нужды и опасности нашей родине ещё и ещё получим её, эту помощь. О, сколько святительских омофоров простёрто будет над Русью, над её народом и её святынями! Сколько духовных, небесных мечей поднимется на её защиту, сколько угодивших Богу иноков и инокинь молитвенно взывать будут к Богу!
Разве мы можем помыслить, что святые сродники наши забудут родную землю и родную Церковь в годину испытаний и бед, как не забывают и теперь? Не может произойти этого!
Помолимся им:
«О преблаженные угодники Божии, вси святии в Российской земле просиявшие, предстоящие престолу Пресвятые Троицы!.. Се ныне, в день общего вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение... Смиренно молимся вам: молите милостивого Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к сохранению, святых заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков». Аминь.
* * *
Из акафиста преподобному Сергию.