Источник

Сборник 2, Поучение 11Сборник 2, Поучение 13

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

12. 9 неделя по Пятидесятнице. Хождение по водам. Спасающая вера (Мф. 14:22–33; Мф. 8:23–27)

«Истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:33).

Много разных чудес, благочестивые слушатели, совершил Господь наш Иисус Христос, живя на земле. Среди этих чудес особо сильное воздействие на апостолов и на народ оказали два чуда – чудо укрощения бури на море (Мф. 8:23–27) и чудо хождения по водам (Мф. 14:22–33).

Первое чудо совершилось при следующих обстоятельствах. Однажды Иисус Христос с учениками вошёл в лодку, чтобы переплыть на другой берег моря (озера). Поднялась сильная буря, и лодке стала угрожать опасность потопления.

Между тем Иисус Христос спал. Опасаясь гибели, апостолы разбудили Его и сказали: Господи! Спаси нас: погибаем. Христос сказал им: что вы боязливы, маловерные? Потом встал и запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Апостолы, изумляясь, говорили: Кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему? (Мф. 8:23–27).

Христос упрекнул апостолов в маловерии, как причине их боязливости и страха. У них не хватило веры, что Христос-Чудотворец спасёт их, когда настанет самый критический момент или когда Он Сам захочет. И потому они и возопили: спаси нас: погибаем.

А когда это опасение прошло, они, обрадованные и восхищённые, – поставили пред собой вопрос: Кто же Он, что и стихии повинуются?

На этот вопрос, братия и сестры, они сами ответили после совершения второго чуда – чуда хождения по водам. Об этом чуде рассказывалось, как мы слышали, в сегодняшнем евангельском чтении. Остановим на нём своё благочестивое внимание.

После насыщения пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами Христос, опасаясь, как бы народ, потрясённый чудом насыщения, не объявил его царём, поторопил учеников сесть в лодку и переплыть море (озеро). Сам же, отпустив народ, удалился на гору помолиться. Между тем темнело. В горах стала завывать буря. Ветер рвался из ущелий на простор моря. Оно разбушевалось.

Апостолы медленно и тревожно плыли. Ветер был встречный, и волны сильно били лодку (Мф. 14:24). В поздний час ночи они были на середине моря, когда издали заметили Христа, идущего по водам. Они не узнали Его и, испугавшись, говорили друг другу: это призрак. А когда Христос подошёл ближе, они вскричали от страха. Тогда Христос, ободряя их, сказал: Не бойтесь – это Я (Мф. 14:27). И тотчас радость сменила страх в сердцах апостолов. Более всех взволнованный и радостный Пётр воспылал желанием быть с Христом, и он сказал Ему: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде (Мф. 14:28). Получив разрешение, Пётр вышел из лодки и пошёл по воде, чтобы подойти к Христу. Чудо совершилось: Пётр шёл по воде. Не чувствуя под ногами опасности и горя желанием скорее быть с Христом, апостол легко, на крыльях веры в Христову силу и помощь делал один шаг за другим, вперив свой взор в Спасителя. Но вдруг он отвлёк взор и внимание от Христа: сильный ветер и большая волна, набежавшая на него, возвратила его к суровой действительности: он испугался ветра, водной пучины и в тот же момент стал утопать, погружаться в воду.

Братия и сестры! Как мог апостол тонуть, будучи рыбаком, т. е. хорошим пловцом. Мы знаем, как он впоследствии, узнав с лодки появившегося на берегу Христа, бросился вплавь к берегу, не испытывая никакого страха перед водой и быстро достиг берега и Христа (Ин. 21:7).

А здесь, вместо того, чтобы плыть к лодке или к Христу, он стал тонуть и кричать: Господи! спаси меня (Мф. 14:30).

Чем объяснить его беспомощность, его малодушие? Страхом, испугом? Но мы знаем, что страх, испуг чаще всего не парализуют волю и силы человека, а удваивают их, так как пробуждает могучий инстинкт самосохранения. Страх может целиком парализовать силы и волю человека только тогда, когда нет никакой уже надежды на спасение. Но у апостола Петра сзади была лодка, а впереди – Христос. И всё же он стал тонуть. Почему? Он стал тонуть потому, что малодушно лишил себя той силы, которая помогла ему сделать первые шаги по морю. Эта сила – сила Божия, сила Христова, вера в которую и сообщила апостолу Петру как бы крылья и лёгкость двигаться по морю. Апостолу Петру тем легче было проникнуться этой верой и силой, что к нему шёл навстречу Сам Источник этой живой Силы – шёл Христос.

И когда ветер и волна отвлекли его внутреннее внимание от Христа, он сразу же утратил живую связь с Христом, утратил силу Божию, а вместе с тем утратил и свою естественную, природную силу и уменье плавать и стал тонуть. И спасти его могла всё та же сила Божия. Апостол осознал это, потому и закричал: Господи, спаси меня.

Братия и сестры! Все мы плаваем на волнах бурного житейского моря и держимся на поверхности его лишь силой Божией. Зиждительная, промыслительная сила Божия проникает во всю жизнь в мире. Ей определяются сроки и судьбы каждой былинки, каждой букашки и всего живого на земле. Особо же «рука Божия» довлеет над человеком. Даровав ему свободу воли, свободу последования его разуму, Господь долготерпит нас, ожидая нашего доброхотного возрождения, духовного обновления, нашей жизни в любви к Богу и людям. Решающей силой нашего обновления и спасения является всё та же сила благодати Христовой, которая спасла утопавшего апостола Петра и других апостолов.

Только после своего спасения апостолы поняли это, и сами ответили на тот вопрос, который поставили себе после укрощения Христом бури: Кто же Этот, что и ветры и море повинуются Ему? (Мф. 8:27). Как только апостол Пётр и Христос вошли в лодку, апостолы подошли, поклонились Ему и сказали – истинно Ты Сын Божий (14:33).

Да, Сын Божий есть подлинный, истинный Спаситель мира, спасающий при всяких обстоятельствах всех любящих Его и верующих в Него, как Сына Божия. Мы веруем в Тебя, Господи, «помоги нашему маловерию», верим в Тебя, Сыне Божий, «умножь нашу веру». Так просили Христа апостолы и верующие в Него люди. Так должен просить Его и каждый из нас, маловерных и грешных.

Посети нас, Сыне Божий, милостью Твоею и помоги нам соединиться с Тобою навеки. Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle