Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии
56. Седмица 7 по Пасхе. Троицкая Родительская суббота. О молитве за умерших
Вечная память всем почившим. Со святыми упокой, Господи, всех усопших.
Братия и сестры! Во вторник на Фоминой неделе святая Церковь совершала «Радоницу», т. е. пасхальную «родительскую субботу». Вместе со святой Церковью мы все возносили на Радонице моление о наших умерших, обо всех почивших в надежде воскресения и жизни вечной. Особый и так сказать специальный смысл этой пасхальной молитвы (и дома, и на могилке, и в храме) заключался в том, что мы поздравляли всех в Бозе почивших с праздником Воскресения Христова и теми же словами приветствовали их: «Христос воскрес!», что и живых людей. Христос и для них воскрес, и для них как бы вновь и вновь сходил в загробный мир, чтобы благовествовать о Своём воскресении. Радостью воскресения Христова и надеждой на грядущее всеобщее воскресение мы и делились со всеми умершими в поминальный день «Радоницы», молясь вместе с тем об упокоении их «в месте светле, злачне и покойне».
Сегодня Троицкая родительская суббота. Завтра, в праздник Святой Троицы мы будем прославлять Пресвятую Троицу за наше спасение, за дарование Церкви и им благодатных, спасительных даров Святого Духа. О даровании этих даров почившим, о прощении их согрешений и упокоении с праведными мы молимся сегодня, в эту Троицкую субботу.
На чём основано поминовение усопших в Православной Церкви? Оно основано на глубокой вере в загробную жизнь, во всеобщее воскресение, в единство Церкви земной и небесной, для которой нет мёртвых, а все «живы суть». Всё Евангелие есть провозвестие грядущего воскресения для жизни вечной, нескончаемой. Своим воскресением Христос явил залог воскресения из мёртвых всех людей. Он – начаток воскресения, первенец из мёртвых (Кол. 1:18). Он ответил саддукеям, не веровавшим в воскресение мёртвых: Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых. Ибо у Него все живы (Лк. 20:27, 38). Поэтому верующие спокойно думают о смерти, и спокойно готовятся к ней, как переходу в жизнь вечную.
Для христиан страшна не смерть, разлучающая душу с телом, а страшен грех, разлучающий душу с Богом, т. е. страшна смерть духовная. Ещё во время своей земной жизни верующий человек страдает и скорбит, когда нарушает своими грехами внутреннюю духовную связь с людьми и с Богом. После же смерти суть страданий, по словам святителя Иоанна Златоуста, заключается в том, что «возобновляются (вспоминаются и переживаются) земные грехи и мучат душу»78 без возможности избавиться от этих мучений своими собственными силами, как это видно из притчи о богатом и Лазаре (Лк. 16:19–31).
И вот тут-то и помогают душе молитвы Церкви и всех близких и любящих её, а также дела милосердия, за неё творимые. Творя милостыню в память усопших, мы делаем это как бы от лица их и за них, как бы «доделываем» несделанное ими, «уплачиваем их долги», оставленные нам для уплаты за них, вносим и свой кодрант (Мф. 5:26) за них Милосердному Владыке. И эти наши дела милосердия за умерших «сами предстоят, как говорит святитель Иоанн Златоуст Престолу Божию, ходатайствуя о помиловании усопших»79.
Особую помощь умершим оказывает молитва Церкви за Божественной литургией. За них священник молится за проскомидией, вынимая частицы за упокой души их, молится на заупокойной ектении, молится после пресуществления святых даров, и наконец, молится в четвёртый раз на панихиде. «Частица, вынимаемая за усопшего во время литургийного жертвоприношения, – говорит святой Симеон Солунский, – соединяет его с Богом». «Не напрасно, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – узаконили апостолы творить пред страшными Таинами поминовение усопших... Поистине, заключает он, облегчится участь скончавшегося грешника частными молитвами и милостыней. Хотя бы умерший сам по себе и был недостоин, Господь услышит нас»80.
Молитвы особенно за тех умерших, после смерти которых не осталось ни родных, ни знакомых, могущих помолиться о них. В таком же положении находятся также и все те из умерших, которые уже давно скончались и не имеют на земле никого, кто помолился бы о них упокоении. Это все те, которые называется общим именем «от века скончавшиеся». Вот здесь-то и имеют особый смысл и особое значение те нарочитые молитвы Церкви, которые совершаются в так называемые родительские субботы. Начало их (родительских суббот) уходит в глубокую древность: «Боголюбивые апостолы, – говорит святитель Афанасий Великий (святой отец четвёртого века), – и духовные отцы учредили литургии, молитвы, псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение даже доныне усиливается и распространяется». Эти древние годичные моления об усопших и превратились впоследствии в родительские субботы81.
Все заупокойные моления об усопших, и особенно в родительские субботы, носят весьма трогательный, задушевный характер. Все они проникнуты верой в милость и благость Божию к согрешающему человеку. «Отче наш, любовь неизреченная, помяни усопших рабов Твоих», – так звучит основной мотив в заупокойном акафисте, читаемом в родительские субботы. Особенно трогательно, возвышенно и умилительно содержание парастаса (великой панихиды). Первая ектения его начинается с обычного приглашения «миром» помолиться «о свышнем мире и спасении душ наших», и далее следует ряд прошений обо всех «блаженной памяти скончавшихся», «от века и правоверии, надежде воскресения и жизни вечныя усопших, отец и братий наших». Церковь этими прошениями в первую очередь молится об «от века скончавшихся», т. е. давным-давно умерших, не оставивших ни у кого из живых памяти о себе.
Все молящиеся в храме призываются воспринять их в Боге, ощутить в своём сердце и горячо помолиться об их «покое, тишине, блаженной памяти», а главное – о прощении прегрешений их – «вольных и невольных». Как в земной жизни грех вызывает беспокойство, болезнь, печаль, плач и скорбные воздыхания, так и за гробом грешная душа переживает подобные же тяжёлые состояния. И вот ектения призывает молиться о «плачущих, болезнующих, чающих Христова утешения», молиться, чтобы Господь «отпустил им всякие болезни, печали и воздыхания». Как в земной жизни богобоязненные души жаждут просвещение светом Христовой истины, так и после смерти страждущая душа жаждет света, покоя, благодатного общения с Богом. И ектения призывает молиться о вселении умерших «в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, где присещает свет Лица Божия», и где пребывают все праведники ветхозаветные (Авраам и другие) и новозаветные.
В возгласе священника содержится прославление Господа, дарующего усопшим «воскресение, живот и покой».
Как видим, в парастасных молитвах (как, впрочем, и в других) содержится моление не только о наших ближних, но и о далёких предках. Обо всех «отец и праотец», обо всех «от века», т. е. когда-либо скончавшихся. Мы не знали и не знаем этих праотец. Но, однако, это были те предки, от которых мы наследовали блага нашей веры и упования на светлую жизнь в этом будущем веке. Не зная каждого из них лично, мы всех их, в том числе и воинов «на поле брани убиенных» духовно воспринимаем в Боге. С тёплым чувством любви и сердечной благодарности мы должны молиться о них, прося у Господа для них «прощения прегрешений, покоя, тишины и блаженной памяти».
Братия и сестры! Мы обычно ленимся молиться и о живых и об умерших, особенно о неизвестных или малоизвестных нам людях. Не молясь о них, мы предрешаем тем свою собственную горькую посмертную участь: никто не будет молиться о нас после нашей смерти, если мы сами не молимся при своей жизни. Поэтому будем всегда (особенно при молении Церкви за умерших) внимательно слушать имена тех усопших, которые произносятся за богослужением и ревностно молиться за них. Ведь все усопшие – наши родные, все наши братья и сестры во Христе, ибо все мы члены единой семьи у Отца Небесного, желающего всем нам спасения. Молясь за других (за живущих или умерших), мы тем самым молимся и о себе, ибо Господь скажет скорее тогда, когда мы молимся (или заботимся) о других больше, чем о себе самих. Поэтому не будем ждать при церковном молении об умерших, когда прочтут вслух наши записки с именами наших родных, а будем одинаково усердно молиться и за тех, о ком просит молиться Церковь устами священнослужителя.
Не забудем, что немало людей умирает внезапно, без подготовки к смерти, без покаяния и причащения. Смерть приходит и уносит их души врасплох, «нагло», внезапно, беспощадно, не думая о встрече её жертвы с Богом (а смерть делает эту встречу неизбежной). Какие волнения, какой страх и скорбь испытывает душа за гробом, неожиданно поглощённые смертью? Кто же может помочь им своей молитвой, свои ходатайством пред Богом о прощении, об избавлении от страшных мучений и угрызений их совести? Кто? Кто доделает за них то, что сами они не успели или не смогли сделать? Это мы с вами, дорогие братья и сестры, должны помочь им. Будем же всегда, особенно в родительские субботы, усердно, сердечно молиться о тех, о ком молится наша Церковь, и кто с такой надеждой ждёт этих молитв.
Вечная память почившим! Со святыми упокой их, Господи! Христос Воскресе, дорогие наши покойнички. Аминь.
* * *
Творения, т. 1, стр. 802.
Беседа 33.
Беседа 21 на книгу Деяний.
Более подробно о поминовении усопших в родительские субботы см. в статье «Поминовение усопших» (ко дню Дмитриевской субботы) в Журнале Московской Патриархии за 1959 год № 12, стр. 44–48.