Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии
19. Неделя 2 Великого поста. Исцеление Капернаумского расслабленного. О вере и борьбе с грехами (Мк. 2:1–12)
«Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5).
Во время Своей земной жизни, братия и сестры, Господь наш Иисус Христос учил и назидал народ везде, где только встречался с ним: и среди природы (в долинах, предгорьях, пустынях, на берегу озёр), и в синагогах еврейских городов, и в городских домах.
О проповедях Его в отдельном доме в Капернауме и о чуде, совершённом в этом доме, и повествуется в сегодняшнем Евангельском чтении.
Дом, в котором Христос говорил Своё слово (Мк. 2:2) был так тесно заполнен и окружён народом, что трудно было в него проникнуть. Эта трудность не стала неопределимой для четырёх человек, принёсших на носилках расслабленного. Они не стали ждать, когда Он выйдет из дома по окончании проповеди. Вера их во Христа Чудотворца была так велика, что они сразу же поднялись на крышу, прокопали потолок и опустили к ногам Спасителя носилки с расслабленным. Присутствующие при этом неожиданном и небывалом зрелище не могли не испытать страха и недоумения: из-за чего так болен, так страдает этот скованный человек? И вот Христос в словах, обращённых к расслабленному, даёт ответ на это недоумение, на это молчаливое вопрошание: Чадо, прощаются тебе грехи твои (Мк. 2:5).
Из этих слов Чудотворца-Христа все присутствующие поняли, что грехи явились причиной тяжкого состояния этого человека. И, следовательно, если эти грехи удалить, простить, то больной может выздороветь. Но ведь прощать грехи может только Бог, и если Христос простил их расслабленному, значит Он от Бога, значит Он – Сын Божий. Уже кое-кто из лиц, сопровождавших Христа с первых же дней Его проповеди, пришли к выводу, что Христос – Сын Божий (Ин. 1:49). Настало время и народу убедиться в этом по тем делам, которые творил Христос. Совсем к другому выводу пришли лукавые книжники. Видя чудо исцеления расслабленного, они подумали, что Христос богохульствует (Мк. 2:7). Они потому так помышляли, что не верили во Христа как Сына Божия и считали Его обманщиком народа.
Зная тайные помыслы книжников, и желая показать им, что Он имеет власть прощать грехи и тем животворить, оздоровлять больного человека, Христос говорит расслабленному: Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мк. 2:11). И чудо совершилось. Расслабленный действительно встал, взял свою постель и вышел (среди расступившейся толпы), направляясь домой.
Братия и сестры! Святая Церковь, предлагая нашему вниманию евангельское чтение об исцелении расслабленного в дни великого поста и покаяния, тем самым указывает нам на необходимость борьбы с грехами как главными источниками всех наших бед, скорбей и напастей. Грехи наши истощают наши духовные силы, вводят в расслабление душу и тело, прививают «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия», лишают «духа целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви». Все эти бедствия от грехов требуют от нас решительных мер подвига глубокого покаяния и плодов, достойных этого покаяния. Если мы не предпримем этого подвига в дни святой четыредесятницы, то когда же его предпримем? Какое время будет более удобным для него? Не самое ли это подходящее время для очищения от грехов перед днями святой Пасхи, Светлого Христова воскресения, когда Он (Христос) наиболее готов помочь нам совоскреснуть с Ним, если мы предварительно покаемся и очистимся. Не пройдём же, братия и сестры, в дни Великого поста мимо Христа, не будем глухи к Его призыву покаяться (Мф. 4:17).
Что, прежде всего, нужно для покаяния и возрождения нашего духа? Нужна, прежде всего, вера во Христа, как Искупителя и Спасителя каждого из нас через таинства исповеди и святого причащения. Чтобы Христос и нас исцелил от греховной скверны нашей, нужна и наша горячая вера в Него, как Целителя-Спасителя, а вместе и глубокое, искреннее покаяние в грехах своих.
Господи! Мы веруем в Тебя, помоги нашему маловерию. Господи, умножь в нас веру. Господи, подвигни нас на покаяние. Аминь.