Источник

Сборник 1, Поучение 12Сборник 1, Поучение 14

Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии

13. Неделя 1 Великого поста. О призвании апостолов Филиппа и Нафанаила. О зрении своих согрешений (Ин. 1:43–51)

«Иди за Мной» (Ин. 1:49–50).

В сегодняшнем Евангельском чтении говорится о призвании Господом апостолов Филиппа и Нафанаила. Филиппу сказал Христос: Иди за Мной, и тот пошёл, а когда Филипп рассказал Нафанаилу, что нашёл Иисуса-Мессию, родом из Назарета, то тот сначала усомнился, но Филипп сказал ему: Иди и виждь. Нафанаил пошёл, а когда Христос сказал ему: Я тебя видел под смоковницей (деревом), то тот воскликнул: Ты – Сын Божий, Царь израилев! Христос знал Нафанаила прежде, чем его увидел, знал его тайные, скрытые дела.

И что же Нафанаил? Он не стал хитрить, лукавить, оправдываться. Он сразу же признал в Нём Сына Божия, исповедав это, он пошёл за Ним. Душа его озарилась внутренним светом. Он понял, что жизнь человека открыта Христу и что остаётся лишь служить Ему, идти за Ним, быть с Ним. Это внутреннее откровение, озарение и решило его судьбу: он сделался учеником Спасителя.

Братия и сестры! Чтобы и нам следовать за Христом, надо понять, остро ощутить, что Христос знает и нас, так сказать насквозь. Знает наше настоящее, прошлое и будущее. Знает так, как мы не знаем себя. От Бога ничего ни скрыть, ни утаить нельзя. Нельзя и уклоняться от Него, забывать Его. Только наша беспечность, ослепление и самообман затуманивают для нас эту самую важную на земле истину, истину о жизни в Боге и с Богом.

Что же, братия и сестры, Бог видит в нас? Видит то, что есть в нас: и хорошее, и плохое, и не только в раскрытом состоянии, но и в нераскрытом, зачаточном. И если бы Господь не даровал нам свободы воли, то Он сильнее воздействовал бы на нас: поддерживая одно (зёрна добра) в нашей душе, заглушая другое (зёрна ада).

Но Господь, создав нас разумными и свободными, и хочет в каждый момент нашей жизни от нас проявления этой разумной свободы, свободы выбора между добром и злом и свободы решения и действия.

Призывающая благодать Божия располагает нас к добру. Она воздействует на нашу совесть (этот голос Божий внутри нас), призывая нас к пробуждению и обновлению. Пробуждение, прежде всего, сказывается в сознании своей греховности. Но, однако, сознание сознанию рознь. Греховность можно сознавать вяло, пассивно, нехотя, с неудовольствием – унынием и дальше этого не двигаться. И наоборот, можно сознавать свою греховность с тревогой, с решимостью бороться с ней как с гибельным состоянием. Только это второе сознание спасительно и нам наиболее нужно.

В сознании нашей греховности – корень нашего исправления, начало поворота во всей нашей жизни. В самом деле, что значит сознать свою греховность? Это значит осознать, что жизнь моя не устроена, порочна, неблагополучна, неугодна Богу. Сознать свою греховность значит, в самом деле, увидеть начало, источник всех бед; неустройств и грехов в своей жизни. Увидеть, что причиной нашего недружелюбия, враждебности, нерасположения к другим является наша самость, чёрствость, грубость, невоспитанность, гордость. Как часто бывает, что из-за невоздержания нашего в языке вспыхивает ссора, из-за кичливости, гордости – обострение отношений, из-за мнительности и подозрительности – потеря внутренней связи друг с другом. Смолчи я в одном случае, стерпи – в другом, поступись своим самолюбием – в третьем, посочувствуй – в четвёртом – глядишь, и отношения с ближними не испортились бы, и жизнь была бы складнее, проще, страданий было бы меньше, и засилье грехов не ощущалось бы так остро.

Братия и сестры! Привычки грешить приводит к тому, что мы часто не замечаем за собой свои грехи, или считаем их маловажным делом. «Все так делают, все так живут – значит, и меня спрашивать нечего» – так часто мы успокаиваем себя, продолжая грешить. А между тем никакой сделки с грехом не должно быть. Наоборот, надо научиться прямо и мужественно ставить вопрос о своей греховности в каждом отдельном случае. Для этого надо видеть в себе их, эти грехи. Вот почему в молитве Ефрема Сирина мы просим в Великом посту у Господа «зреть наши согрешения и не осуждать брата своего».

Если мы привыкнем зреть, видеть в себе наши согрешения, то всегда, во всём будем винить только себя, как виновника всех осложнений и обострений в личной, семейной и общественной жизни. Признавая себя самого виновником в событиях своей жизни, мы уже не будем винить и осуждать своих близких.

Братия и сестры! Когда мы встанем на путь самоосуждения всегда и во всём и тем самым на путь смирения, скромности и внутреннего очищения, тогда мы, как и апостол Нафанаил озаримся внутренним светом, обрящем в себе Бога, духовно узрим Его и пойдём за Ним.

Итак, чтобы следовать за Христом надо преодолеть свою самость, своё самолюбие, убрать с пути свою гордость, чванство, кичливость. И всё зло, все страдания и невзгоды в своей жизни переживать как результат своей греховности, своего недостоинства, потери связи с Богом. Переживать и каяться. И тогда Господь поможет нам следовать за Ним, служить Ему и ближним. «Господи и Владыко живота моего, даруй мне зреть мои согрешения и не осуждать брата моего!» Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle