Глава 20
(1) В год нашествия Тартана на Ашдод, когда Саргон, царь ассирийский, посылал его завоевать и взять Ашдод115,
(2) в то время Иегова так сказал Исаие, сыну Амоцову: «ступай, сними одежду с чресл твоих и сапоги сбрось с ног твоих». Он так и сделал, ходя нагой и босой.
(3) И сказал Иегова: «что раб мой Исаия ходит нагой и босой, – это за три года предзнаменование и предвещание для Египта и Хуша.
(4) Так погонит царь ассирийский пленников египетских и переселенцев из Хуша, юношей и стариков – нагих и босых (а обнажённые бедра – срам для египтян).
(5) Тогда убоятся и постыдятся Хуша – опоры своей, и Египта – похвальбы своей.
(6) И скажет в то время житель этой страны: «вот сила опоры нашей, к которой мы бежали за помощью, за избавлением от царя ассирийского! как же спасемся мы»?
XIV
Приговор приморской долине116.
* * *
Хотя ни лицо, ни время царствования Саргона, царя ассирийского, не известны в точности, но, судя потому что Тартан был одним из предводителей войска ассирийского, по приказанию Санхерива, царя ассирийского опустошавшего Иудею в 14 – й год царствования Езекии (4Цар. 18, 17), нужно полагать, что Саргон был предшественником Санхерива на престол Ассирии, следовательно, царствовал ранее 14 года Езекии. Взятие Ашдода (Азота), значительной филистимской крепости на границах Египта, было необходимо для ассириян, как первый шаг к вступлению в Египет, война с которым продолжалась уже несколько лет и только на время приостановилась после чудесного поражения Санхерива. Таким образом это образное пророчество за неимением ясных исторических указаний нужно относить ко времени от 11 до 13 года царствования Езекии, потому что в 14 – й год царём ассирийским уже является Санхерив, и Исаия, по поводу дерзких речей Тартана, Рав – Сариса и Равшаке предсказываетъ гибель не египтян а ассириян.
Эта речь пророка несомненно относится к Вавилону. Эту вторую речь против Вавилона можно с большою вероятностью отнести к 15 или 16 году царствования Езекии, когда, после чудесного выздоровления Езекии, вавилонский царь Меродах – Баладан прислал к нему послов с поздравлением о его выздоровлении. Езекия от радости о таком почётном посольстве показал послам все, что заслуживало внимания в его дворце. Пророк Исаия укорил царя за это тщеславие и грозил, что все драгоценности, виденные вавилонскими послами, будут со временем перенесены в Вавилон и потомки Езекии отведены в позорный плен. Езекия смиренно принял это грозное предсказание (4Цар. 20, 12 – 19. Ис. 39). Очень вероятно, что пророк, видя смирение царя, поспешил, по своему обычаю, вслед за обличением подать и утешение в предсказании совершенного падения страшных врагов.
В написании этой речи, Вавилон называется приморской долиной, потому что он расположен был на берегах Евфрата, одной из значительнейших рек, известных в древнем мире; а такие реки, в следствие своих чрезвычайных разливов, нередко, особенно в поэтической речи, называются морем. Побережья Евфрата были низменны и потому по справедливости могли называться долиной. Впрочем евр. слово, которое мы переводим долина, буквально значит место пастбища, выгон, пустыня, не в смысле совершенной безжизненности природы, но в смысле недостатка населения, что давало простор для пастбища скоту. Принимая в этом смысле евр. надписание речи пророка, можно видеть в этих словах, как – бы иронию над богатым, тесно населённым, вавилоном, который скоро превратится в пастбище для стад, как в последствии ясно пророчествовал о том Иеремия.