Часть вторая
Глава 22
О возмездиях нескончаемого мучения
Если Моисея и пророков они не послушали, то даже если кто из мертвых восстанет, не поверят, – говорит Господь в Евангелии от Луки, в притче о богатом и Лазаре. В великой скорби и терзаниях находится тот, кто прежде был блистательным и славным, полным всякого блага в этом мире, – а теперь он просит каплю воды в геенне. Он опаляем безмерной жаждой, сжигаем ей, но просьба его безуспешна. От любезного к странникам Авраама Господа неблагосердный ненавистник братьев слышит: Вспомни, чадо, что ты забрал свои блага в своей жизни. У бедного Лазаря были скорби, голод и жажда, а теперь он ликует и утешается, получая возмещение тягот. А ты, у кого было любое телесное утешение, теперь страдаешь век. Когда бедняга увидел, что он не находит никакой милости для себя, то вспоминает о братьях и просит Авраама послать Лазаря или другого мертвого в его дом, чтобы им возвестить о муке, в которой он находится, – чтобы те испугались, покаялись и не попали в мучение. Авраам сказал ему: «У них есть книги пророков, и пусть слушают их слова, чтобы исправить свой образ жизни». Творец больше заботится о Своих братьях, ибо Он их создал, и твоя забота не нужна. У них есть учителя, и пусть они веруют.
Вот что услышал в ответ богатый. А он, богатый, знал Писания, но не верил, думая, что все это сказки и враки. Поэтому он сказал: Нет, отче, они не поверят Писаниям столь, сколь если кто восстанет из мертвых. Авраам говорит: Если они не верят Писаниям, то даже если восстанет кто из мертвых, они не поверят.
Такова истина, братья. Если человек не верит Писаниям, – а Писания исследовали и испытывали множество мудрейших учителей и святых мужей, и подтвердили их правду, и не нашли в них никакого обмана или ошибки, – то как он поверит восставшим из мертвых, когда многие восставали мнимо, по содействию диавола, совращая простых людей с прямого пути и толкая их в погибель? Как раз такого «воскрешения» и домогается диавол, как объясняет Феофилакт Болгарский, видя, что люди верят мертвым, чтобы посеять злые учения, погибельные для неразумных в будущем. Тогда будут большие смятения, как случилось во времена иконоборцев и других еретиков, с которыми воевала Церковь. Но теперь отступник диавол не может никого ввести в заблуждение, ибо Писания исследуют в точности и тщательно светильники вселенной – святые отцы. Они сияют как солнечный свет, и вор при этом свете будет узнан. Так что давайте веровать Писаниям, братья, а не требовать восстания мертвых.
Я это написал в начале предлагаемой речи, чтобы не дерзнул какой невежда сказать, что написанное здесь – ложь. Так бездумно говорят некоторые, доказывая, что Бог человеколюбив и потому, дескать, не мучает никого из христиан, а только неверных. И, мол, разве кто возвращался из ада, чтобы нам рассказать, правду ли повествуют Писания о рае и аде? – и другая подобная болтовня. Те, кто так говорят, скорее неверные, чем православные христиане, – и когда бесы бросят их в страшные мучения, тогда несчастные и станут верить. Достаточно того, что мы написали в трех предыдущих главах, особенно о славе рая, дабы подвигнуть тебя, грешник, к покаянию и исправлению своих прегрешений, чтобы ты не лишился великого блаженства.
Но сколь велик тогда ужас и тяжесть наказания, жестокость мучения, которые приготовлены для грешников? Ты никак не можешь утешать себя тем, что, мол, если я плохой, наказание мне будет только то, что я не буду вкушать Бога, – а другого наказания у меня не будет. Это вовсе не так. Ты будешь либо в раю в сопровождении Ангелов всегда славить с ними Господа, или вместе с бесами нескончаемо скорбеть в мучении. Сколь жребий праведных благополучен, – столь состояние истязаемых жалко и ужасно.
Вкушение святых – вселенское и совершенное благо, в нем заключается все доброе, что может постигнуть человеческий ум. И, напротив, наказание мучимых есть зло, все состоящее из боли, целиком несчастное, несравненно тяжелее и грубее всех временных мучений. Знай, что болезни и труды настоящей жизни частичное зло, потому что не истязают сообща все наши члены и чувства, но только по частям – одно зло для глаз, другое для ушей, для сердца, для живота и других членов. Ни одно из этих зол не является общим, чтобы стеснять все члены тела – но отдельно для одного члена. Однако мы знаем, что в земной жизни одна из болей – зубов, или ушей, или глаз,– доставляет великую тягость и скорбь страдающему. Представь, что ты видишь паралитика, у которого ноют все члены, ни одна часть не свободна от мстительного мучения, но одновременно он терпит жесточайшую боль во внутренностях, в голове, в ушах и глазах, и, говоря просто, во всех членах тела, да при этом лежит на кровати в тесноте и истязаниях. Какое отмщение, как ты думаешь, чувствует такой человек? Что может быть более жалким и достойным слез? Поистине, даже если бы ты увидел не единого тебе по душе человека, но пусть и животное, что оно так лежит и страдает, твоя душа скорбела бы до боли. Таким образом и в сто раз хуже караются в аду грешники – всеми чувствами и членами, которыми они отвращались от Бога. Всякий член и чувство, здесь вкушавшие усладу греха, там чувствуют боль возмездия. Те, кто совершили больше грехов, имеют различные мучения в том безрадостном месте, где будет всякая скорбь, печаль и стенание. Жарчайшее жжение огня, холоднейший лед, огненный дым, взгляды бесов, мерзкие и страшнейшие, скрежет зубов, непрекращаемая жажда, несравненное ни с чем зловоние, неусыпающий червь, всякая нечистота и мука... Но большим из всех названных мучений будет лишение Бога – это стесняет сильнее всего. Но о том мы скажем ниже, а сначала покажем менее страшные мучения.
Мы находим в Писаниях, что грешники подпадают под девять кар. Первая – жжение огня, как записывает святой Матфей слова из уст Господа: Идите от меня, проклятые, в огонь вечный. Не думай, что это тот огонь, которым мы пользуемся здесь, в мире. Нет, он также мало жжет, как настоящий огонь отличен от нарисованного. Блаженный Августин говорит, что насколько страшнее жжет пламя настоящее, чем пламя, изображенное на стене, настолько больше опаляет пламя мучения, чем пламя обычное.
Пламя мучения отличается от обычного в трех вещах. (1) Оно мрачное, не имеет света, а дает только жжение. (2) Оно не принадлежит никакой материи, но жжет нематериально и потому сильнее давит. (3) Оно неугасимо, никогда не уменьшается. Представь, что ты видишь большую печь, она вся исходит искрами, как та печь в Вавилоне. Посреди огня лежит связанный по рукам и ногам железными путами, он опаляем, но не может умереть или сгореть. Так страдают в очаге пламени осужденные, без всякой надежды выйти из этого неугасаемого огня, и никогда и никто их не развяжет.
Представь, власть приговорит тебя за какое-нибудь преступление к наказанию на выбор: провести всего один час в горящей печи или всю жизнь на каторге в цепях. Что ты выберешь? Конечно, лучше будет многолетняя неволя со всеми стеснениями, чем час того наказания. Но почему, безумец, ты не презираешь наслаждения плоти и всякое временное вкушение, чтобы быть освобожденным от нескончаемого пламени? О, бездумство! Ты не можешь переносить жару в летний зной, ты сразу бежишь в прохладную тень; не вставая с кровати, лежишь, ничем не накрытый, – и это всего лишь, когда подул жаркий южный ветер. Едва живой, ты вертишься туда и сюда. А как ты там будешь переносить неугасимый пламень?
Второе наказание – лед и холод. Бесы извлекают грешников из огня, чтобы бросить их в тартар (бездонную пропасть), где великое озеро, полное холоднейшего льда. Это и есть то, что Евангелие называет скрежетом зубов. Не думай, что мороз – малое наказание. Кому случалось в холодное время попадать в открытую воду, знает, как это больно, что превышает всякие слова. Плоть становится черной (отмораживается), исчезает красота, кровь уходит и собирается во внутренних членах с невероятной болью, а сердце на пределе от множества собравшейся крови.
Третье наказание – вонь. В аду собраны нечистоты и грязная мерзость со всего мира. Тела издают зловоние, и особенно торжествуют бесы, стесняющие грешников обонянием безмерной вони этого нечистого места. В аду такой дурной запах, что если бы один из мучимых грешников смог придти в мир, то воздух бы испортился от его вони, а все на земле умерло бы.
Кто в этом сомневается, пусть прочтет книгу «Зерцало примеров», – тогда он поверит в истину. В книге ясно повествуется, как двое родных братьев оказались на проповеди одного священника, который как раз говорил об отмщениях ада. Один из братьев испугался и ради спасения стал монахом. А другой, не веря в эти слова, остался в мире и жил в различных грехах. Через несколько лет он умер. Брат монах упросил его явиться посмертно и сказать, где он.
Однажды ночью умерший явился брату монаху и сказал, что он в безмерной боли. Монах ему задал вопрос: «Скажи мне правду, в аду мучения такие страшные, как нам рассказывают книги? Или учители церковные это написали, чтобы нас испугать?» Умерший сказал: «Они в тысячи раз больше, чем написано, ибо и всех языков у людей недостаточно, чтобы поведать о тех болях». «Могу ли я хотя бы немного ощутить их чувственно, чтобы увериться в истине?» – «Да. Каким чувством ты желаешь их постигнуть?» Он ответил: «Я малодушен и боюсь, как бы мне не умереть от этого. Сделай только, чтобы я ощутил запах, как можно меньше». Тогда ему увиделось, что явившийся протянул рубаху и вышло такое зловоние, что монахи в монастыре не могли его вынести, а только бегали туда и сюда как помешанные, и не могли успокоиться, пока не удалились из вида монастыря, где и построили свою новую обитель. Удивительный рассказ! Увы тем женщинам, которые душатся мускатом и другими духами, чтобы благоухать по дороге. Они будут смрадны больше, чем сгнившая падаль, больше, чем помойка и навоз.
Четвертое мучение – мучение зрения. Оно карается мрачным видом бесов. Бесы столь безобразны и страшны, что если ты увидишь кого-то из них, а рядом будет стремнина или горящая печь, то ты скорее упадешь с высоты или свалишься в печь, чем увидишь взгляд беса. Лукавые духи получили такое уродство после преступления, а прежде они были самыми прекрасными созданиями Творца.
Пятое отмщение – это крайний голод и безмерная жажда. Как говорит Давид: Будут голодать как пес. И Иоанн пишет в Откровении: Будут есть и поглощать свою плоть от великого голода и безмерных трудов. Вот Исаия: Мои сыны будут есть в вечную жизнь, а вы бедные будете голодать, лишенные всякой благодати, – голодать в аду. Жажда будет еще сильнее преувеличивать скорбь и муку. Грешники станут жалко кричать вместе с упомянутым богачом: Отче Авраам, помилуй нас, и дай нам каплю воды, чтобы мы охладили иссохший язык, ибо мы горько болезнуем от сильного жара. А он им отвечает: Вы получили ваши блага в вашей жизни. О, безутешная скорбь!
Прошу вас, богатые, подумайте над причиной такого немилосердия Авраама. Здесь нужно учесть три вещи: кто просит, кого просит, и что именно просит, – почему просит безуспешно. Если мы в мире видим, что кто-то просит, но не имеет успеха, то здесь действует одна из этих трех причин. Или просящий ничтожный и недостойный человек, и поэтому его не слушают. Или просимое велико и сложно. Или правитель жестокий и не сострадает брату, чтобы дать ему просимое.
Но здесь все наоборот. Просит знатный князь, очень известный, облаченный в пурпур и виссон. Авраам был не немилосердным, но, напротив, очень милостивым и гостеприимным. И прошение звучало не о каком-то великом даре, а всего лишь о капле воды. Почему же Авраам не дал ее? Потому что в аду нет покаяния и нет милости! Кто не посеет зимой, тот не пожнет летом. О, безутешная утрата! О, скорбный ущерб! О, богатые лакомки, вы никогда и не ели, если перед вами не было благовидной и прекраснейшей пищи, лучших напитков. Как же вы будете переносить тот вечный голод и жажду, не знающую утешения?
Шестое наказание – неусыпный червь совести. Когда мучимый грешник видит перед собой все совершенные грехи, как будто они изображены на стене, он тем более мучается и скорбит от этого помысла. Как червь рождается из гнилой материи, а потом пожирает и уничтожает ее, – так негодный и сгнивший в беззакониях грешник от боли рождает червя совести, непрестанно и неусыпно пожирающего его сердце, как говорит Григорий Великий в «Нравственных диалогах». Сейчас плотское вкушение кажется грешнику наслаждением. Но тогда сладость превратится в червя, и он будет пожирать его внутренности. Как сказал Исаия: Червь их не умирает, и огонь их пе угасает.
Седьмое наказание – узы и тьма кромешная. Тот огонь не дает света, а только жжет и пытает несравненно. О тех, кто не был одет в брачную одежду, Господь говорит в Евангелии от Матфея: Свяжите его по рукам и ногам, возьмите и бросьте во тьму кромешную. О, неразрешимые узы! О, безутешная темница! О, мрачное заключение!
Восьмое наказание – вечное отчаяние и тягостная печаль, ибо у бедных мучимых нет никакой надежды когда-нибудь выйти из того места боли. Это их гнетет более, чем все, о чем мы написали. Они знают, что мучение не имеет конца, они будут кричать нескончаемо, проклинать, хулить небо, землю, все творения и самого Судию, Который приговорил их к столь великим скорбям. Они будут пожирать свою плоть как бешеные собаки. Они будут звать смерть и не будут услышаны, потому что там смерть начинается всякий раз, но конца не имеет. Августин пишет об этом: «О смерть, сколь ты явилась бы теперь желанной и сладостной для тех, для кого здесь ты была ненавистной и горчайшей. Тогда они тебя боялись и избегали, а теперь вожделеют тебя и просят».
О, нескончаемая скорбь и рыдание! Несчастные отдали бы все царства мира, если бы им возможно было умерить свои страдания, но такого не будет. Их смерть – безсмертна, предел – безпределен, огонь – неугасаем, плач – нескончаем. Другого там и не слышно, а только крики от боли и скорби: «Увы, увы, горе мне, горе мне», – и другие подобные. Там ничего нет, только змеи, черви и лишенные милости бесы. Бедные грешники умирают ежечасно, а конца никогда не видят. Чтобы ты понял, слушатель, их вечность, послушай и не ленись чаще перечитывать эту главу. Ибо тот, кто не кается в своих грехах от страха перед таким мучением, – или одержимый умалишенный, или неверный.
Если бы была такая гора песка, что ее вершина доходила до неба, а ты каждый день перетаскивал бы по одной песчинке из этой безмерности и безпредельности песка, – то работа длилась бы какое-то время. Но адское мучение не имеет конца. Послушай и другое страшное сравнение, тогда, может быть, умилится твое жестокое и неумолимое сердце, и ты обратишься к покаянию, дабы быть искупленным от этого мучения. Если бы Ангел сказал мучимым слова, доставившие им, без сомнения, большую радость: «Радуйтесь, осужденные, и не плачьте, ибо милостивый Бог повелел, чтобы я сходил с Небес раз в год и извлекал одну каплю воды из всей водной стихии. А когда иссякнет океан с морями, источники, реки и колодцы, – тогда кончится ваше наказание, и вы будете искуплены от кары мучения», – то, поистине, великую радость получили бы грешники, надеясь со временем увидеть конец. Пусть бы прошло даже столько лет, сколько капель воды во всем мире. Но несчастные никогда не услышат этого слова.
Как слава рая не имеет конца, так и мучения грешников. И наказание окажется тем больше, чем больше было здесь вкушение, а согрешавшие члены будут болеть сильнее. Обжоры будут страдать от голода и жажды. Развратники и невоздержанные гореть в тесном и смрадном месте. Гордецы будут в великом безчестии и презрении. Сребролюбцы – в крайней бедности. Говоря просто, нет такого падения, которое не имело бы сродного наказания. Но кара одного часа там хуже, чем кара ста лет в этом мире. Тогда в отчаянии каждый скажет такие слова: «Да погибнет день, когда я родился. Почему я не скончался во чреве? Я вышел из утроб, и почему тотчас не погиб? Ради чего я сосал груди?» Они будут восклицать это и тому подобное, описанное в 3 главе Книги Иова. Книга Премудрости говорит: О, мы безумные, что свернули с пути истины. Свет правды не воссиял в нас. Мы исполнены беззакония и гибели. Мы шли по непроходимой пустыне, а пути Господа не узнали. Какая польза нам от превозношения, для чего нам богатство и хитрость? Все это прошло как тень, и пробежало как весть. Как идущая за кораблем вспененная вода проходит, и следа ее не найти.
Подобные слова будут говорить в адском мучении грешники, раскаиваясь без результата, ибо закрыта дверь покаяния, и кончился праздник. О, несчастные языки, не произносящие ничего, кроме богохульства! О, трижды несчастные уши, вы ничего не слышите, кроме плача и рыдания. Злосчастные очи, вы ничего не видите, только змей и бесов. Горькие тела! У вас нет никакой прохлады, а только огонь нескончаемый. Малая и краткая утеха не восполнит непрерывную цепь кар и мучений. О, сумасшедшие, какую пользу вам приносили земные наслаждения, которые у вас были? Теперь вы в безутешном плаче!
Когда вы это читаете, братья, не думайте, что мы написали больше, чем есть на самом деле. Мы не написали и тысячный доли. В том безрадостном месте такая боль, что уста не могут повествовать, а рука устает писать. Те, кто видели это чувственно, отсекли свою плоть, ибо поняли, каковы там мучения. Такие люди наказывали свое тело сильнейшим образом, чтобы избежать несказанной кары.
Мы приведем один правдивейший пример, найденный в достойных веры книгах. Всякий пусть устрашится будущей кары и станет переносить временное наказание, как то сделал поднявшийся из мертвых, о котором сейчас мы скажем.
Святой Кирилл Александрийский пишет в письме к святителю Августину, что три человека воскресли из мертвых. Один Бог, управляющий всем на нашу пользу, знает какими судами. Один из них всегда безутешно плакал и ничего не отвечал на вопросы. Он только лил слезы. «Наконец, пишет святитель, – я был так отягощен, что решился и заклял его во имя Божие сказать какое-нибудь слово на пользу стоящих вокруг. Он мне ответил так: «Если бы ты знал мучения ада, то не смог бы удержать горестное рыдание». – «Какие муки, – спросил я,– приготовлены грешникам? Скажи. Думаю, что они больше всех временных?» – «Если все скорби и кары, насилия и мученичества этого мира ты сравнишь с самым малым мучением ада, то они покажутся тебе наслаждениями и утехами. Поверь мне, что если кто испробует грубость тех мучений, тот скорее предпочтет быть караемым без облегчения здесь до конца мира всеми скорбями и истязаниями, которые претерпели все люди от Адама до сего дня, чем только один день провести там, в адском мучении. И именно это причина моих слез, ибо я согрешил пред Богом, Который столь праведен, что даже с бесом не бывает неправосудным. Не удивляйся, что я так плачу, но скорее дрожи и удивляйся, что люди, зная, что их ждут столь великие мучения, не думают о них и не заботятся изгладить свои грехи. Знай и то, что в тот час, когда душа отделилась от моего бедного тело, я был охвачен такой болью и страданием, что это невозможно понять или невозможно в это поверить, если бы я не испробовал на деле». Таковы слова святого.
О, блаженны те, кто слушают эти душеполезные повествования и терзаются днем и ночью теперь, когда есть толк в слезах. Да, возлюбленные братья мои, примите разумное знание от чужих опасностей и на чужих примерах. Если бы было возможно, чтобы вы услышали безутешное рыдание, нескончаемый плач и непрерывные крики бедных людей, некогда бывших здесь, в мире, великими, а теперь находящихся в безрадостном аду, получая названные мучения! Если бы вы услышали явственно, сколь скорбят те, кто не служили Богу и не могут быть искуплены из ада, – вы бы не были так ленивы. Воистину, если бы с нами могли встретиться те крепкие и непобедимые полководцы древности, такие, как Геракл, Гектор, Ахилл, Александр Македонский, Цезарь и другие мужественные и богатые цари, они сказали бы так: «О живые, если было бы возможно вернуться в ваш мир, мы не думали бы больше о землях и городах, о царствиях или о временной чести, славе и богатстве. Нашим царствием была бы бедность и крайняя нищета; леса, пустыня, непроходимые местности были бы нашим жильем; пищей – вода и трава. Вы бы не видели нас носящими позолоченное оружие и убивающими людей, как мы это делали. Мы носили бы власяницу, сражались бы с бесами. Мы надевали бы не пурпур и виссон, не златотканные одежды, но негодный плащ. У нас не было бы меча или стрел сбоку, но только посох в руке, дабы поддерживать наши ослабшие члены, чтобы мы могли двигаться по пути. Мы больше не окружали бы себя отрядами, а жили бы среди гор и диких лесов. Вы бы не видели нас за роскошными и богатыми трапезами, в мечтах и играх со смехом, но всегда – в воздержании и нескончаемых слезах. О, сколь вы счастливы, – воскликнули бы они, – что у вас есть драгоценное время, у живых, и вы можете творить боголюбезные дела. Мы бы не расходовали ни одного часа просто так, но все дни и ночи проводили бы в служении Господу и на пользу душе». Это и многое другое сказали бы несчастные, истязаемые суетно и без пользы, ибо – «нет в аду покаяния»!
У тебя есть многоценное время, слушатель, а ты его теряешь. Почему ты не желаешь потрудиться немного? Почему хочешь стать наследником адского мучения, лишаешь себя видения Бога, что есть одиннадцатая и самая страшная кара мучимых во аде? Они лишены всех вкушений, о чем мы говорили в предыдущей главе. Знай только, что сильнее боли, чем эта, нет, и она хуже всех исчисленных нами скорбей и лишений. Кто остается без вожделеннейшего видения Бога, тот лишен самого главного и высшего. Грешники предпочли бы видеть Бога и переносить все скорби адского мучения, чем не чувствовать никакой скорби и не видеть Бога, ибо цель души – вкушать своего Создателя. В этом получают величайшее наслаждение святые, более, чем от других благ, которые есть в раю. Лишенные такого права чувствуют скорбь большую, чем от других мучений.
Кто-то спросит: «Если Бог многомилостив, почему за временное наслаждение Он дает вечное мучение?» Человек грешит, допустим, два года, или десять, или больше, но почему он сгорает вечно за вкушение столь малых лет? Послушай ответ. Справедливый суд заключается в том, что за краткое падение дается долгая кара. Когда человек убивает, или насилует девочку, или ворует, или делает другое безнравственное, то эти прегрешения укладываются в короткий промежуток времени. Но судебная власть не карает преступника ровно столько времени, сколько он совершал зло, но ссылает его, или заключает в тюрьму, или отправляет на каторгу (на галеры) на всю жизнь. А если даже его казнят по тяжести преступления, то закон не дает в качестве мучения за преступления ту небольшую боль, которую он испытал бы при казни. Считается., что наказание вечно сопровождает человека, как недостойного жить. Как в этом мире никакой закон не может воскресить осужденного после смерти в жизнь, так и мучимый в аду не может никаким законом быть искуплен от ада и пойти в рай.
И еще. Тем, кто умерли без покаяния, не засчитывается, что вот они прекратили грешить. Если бы они дальше оставались в жизни, то не обратились бы к покаянию, а делали, что хочется, столько времени, сколько бы они жили! Поэтому справедливо, что они мучаются нескончаемо, ибо и их намерение совершать зло не насыщалось.
Спасенные же вкушают благую небесную славу не столько времени, сколько они делали благо в мире, но вечно и всегда, потому что их намерение питалось добром, у них было желание и стремление к нему. Сколько бы времени они ни жили, они бы доблестно его тратили в согласии с божественными велениями. Поэтому подобающим образом они получают воздаяние, не по малым трудам, которые они выдержали, но по великому стремлению, которое у них было.
Еще. Милостивый Бог в этой жизни безмерно благоутробен в отношении грешников. Он, несмотря на их беззакония, подвигает их к обращению через добродетельных мужей, через божественные просвещения и откровения, через различные благодеяния. И покаявшихся Он сразу принимает. Напротив, Он показывает строгость правосудия к неблагодарным и нечестивым, презиравшим Его великое благоутробие, после их смерти. Такие люди, как говорит божественный апостол в Послании к Евреям, попирают Сына Божиего, а Кровь Христову считают нечистой и издеваются над Духом благодати. Каждый раз они собственными руками распинают Сына Вышнего и презирают Его величие. Подобным же образом и Он гневается на них, наказывая их вечно, чтобы они страдали нескончаемо от своей неблагодарности. Эта неблагодарность, отсутствие признательности, лишила их славнейшего и всежеланнейшего блаженства, и они унаследовали кару и мучение.
Августин говорит, что если бы мучимый плакал столько лет и проливал все время слезы, что наплакал бы целое море, то и тогда не было бы пользы, и он не изгладил бы даже один свой грех. О, безполезный плач! О, бездейственные слезы! О, неисцелимая боль, неизлечимая рана! О, жестокое и несокрушимое сердце! Тебе не поможет эта боль, ибо сейчас ты не скорбишь, раскалываемый сокрушением покаяния в грехах. О, очи маленькие и безстыжие! Почему вы сейчас не извергаете горячие слезы, чтобы не скорбеть там без результата? О, душа безчувственная и не знающая покаяния! Почему ты ненавидишь саму себя. Ты не предвидишь великой опасности? Не исправляешь своих дел?
Плачьте, слушатели, и скорбите сейчас, когда больше полезна одна капля слез, чем тогда целое безпредельное море. Рыдайте безутешно и проливайте столько слез, сколько было воды, когда вы крестились, и сколько было не знающей скверны Крови, которую пролил щедрый Бог ради нас. Ибо за Крещение и Причастие мы дадим ответ в час Суда!
Еще будем плакать о грехах, совершаемых ежедневно, ежечасно и ежесекундно. Не думайте, что мы пишем сказки, но верьте в сказанное, как в правдивое и истиннейшее. Делайте то, что делали бы мучимые, если бы Бог дал им благодать вернуться обратно в наш мир, восстать телом и быть в борении, чтобы искупить ужасное и неизреченное мучение. Подумай, какую горькую и скорбную жизнь начнет вести такой человек. Он не будет думать о благовидной еде, об одеждах, о том, что его унижают, а он не может защититься. Он никогда не будет зол, но все перенесет, как игрушки, станет судить о себе, как о достойном таких и даже больших истязаний, чтобы искупиться от того нескончаемого.
Так будем делать и мы. Простим ненавидящим нас. Не будем воздавать злом за зло. Будем дружелюбно принимать нищих, ибо никакая другая добродетель не может столь смягчить гнев Судии, сколь богоподражаемое благоутробие и милость к нищим. Будем иметь выдержку в скорбях и не будем безпечны, не будем жаловаться, что нас задевают несправедливо. Ибо какие бы мучения ни приходили от видимых и невидимых врагов, они приходят Божественным попущением, по воле Божией, полагаются нам за наши грехи. Будем благодарны Богу, что Он наказывает нас благоусердно, как чадолюбивый отец, и временно, чтобы мы были избавлены от вечнующего пламени огня мучения благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и покланение во веки веков. Аминь.