Часть вторая
Глава 23
О покаянии, которое в смертный час уже не принесет пользы
Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небес, – так говорит божественный Иоанн Предтеча в Евангелии от Матфея. И ниже сказано: Уже секира лежит при корне деревьев. Всякое дерево, не творящее добрый плод, вырубался и бросается в огонь. Думаем, что написанного достаточно, чтобы умилилось даже самое жестокое сердце и пришло к покаянию.
Но некоторые невежды откладывают на потом. Они говорят: «Пусть пройдет еще немного времени, и тогда мы вернемся на правильный путь». О, безумие! Сегодня им представляется трудным отбросить грех, а «со временем» им должно стать легче? Это одно из коварных изобретений беса: оттянуть время, пока не придет смерть, и ты не умрешь нераскаянным. Подумай, несчастный, над заблуждением, исходящим от змия, и пойми истину.
Если сегодня тебе кажется трудным покаяться, как ты сможешь это сделать в будущем, непрерывно находясь в грехе? Как ты его оставишь, когда привык ко злу? Естество твое уже расслабилось, бес имеет над тобой большую силу, а ты все дальше отдаляешься от Бога. Неужели тогда тебе будет легче вести добродетельную жизнь, живя среди стольких трудностей, делая грех? Чем сильнее ты грешишь, тем больше делаешь шагов в сторону от пути добродетели. – И разве тебе будет легко вернуться на него, уйдя на расстояние стольких дней?
Такой предлог, несомненно, исходит от отца лжи, который никогда не говорит правду. Человек, втыкающий в доску гвоздь, когда бьет по нему молотком, крепче вгоняет его. Так и мы всякий раз, когда грешим, укореняем грех в нашей душе все глубже, как гвоздь под молотком, а затем его очень трудно оттуда выдрать.
Мы знали некоторых стариков, потративших юность на лукавые деяния, но и старость их также была замарана невоздержанностью прежней жизни. Пусть даже старость не требует греха, и самой ее природе он уже отвратителен, но оба состояния бывают побеждаемы тиранической силой «злого обычая» (дурной привычки). Эти наклонности не имеют предела их завершения, не излечиваются. Привычка уже укоренилась и стала природой, стала инстинктивной и внутренней, дойдя до мозга костей. И только смерти под силу ее исцелить и вырвать с корнем. Это и обозначил Господь в поднятии четверодневного Лазаря, ожившего с великим шумом (а других Господь восставлял с легкостью), чтобы нам дать знать, сколь дивно, когда воскресает умерший много дней назад и уже смердящий, то есть давно привыкший ко греху. Согласно Августину, четыре дня можно считать так: (1) наслаждение от греха; (2) допущение греха; (3) совершение греха; (4) привычка ко греху. Кто дошел до этих пределов, он и есть четверодневный мертвый. Он не сможет восстать иначе, кроме как сильным голосом учителей и слезами.
Находятся и такие безчувственные и ослепленные человекоубийцей диаволом люди, что у них в уме одно: на смертном одре как раз и обратиться к покаянию. О, твое безумие, грешник! И так ты дерзнешь вкушать Царствие Небесное? Разве ты не понимаешь, что благо, совершенное тобой в час покаяния, не твой собственный выбор, но деяние, произошедшее по необходимости и насильно? Оно случилось не от любви к Богу, а от страха перед мучением, ибо бояться ущерба себе вполне естественно.
Ты потратил всю свою жизнь на служение бесу, а в конце просишь Бога, чтобы Он тебе даровал Свое Царствие? Ты не слышал, что претерпели неразумные девы, которые откладывали покупку масла на последний момент? Перед ними закрылась дверь рая, и они попали в мучения, потому что не подготовились прежде. Какой пример надежнее этого? То же потерпишь и ты, если до конца будешь оставаться в небрежении.
Пока ты юн, должен брать иго Господне, но не дарить миру цвет своей юности, а Господу отдавать грязь и самое худшее. Ты собираешься служить, когда у тебя есть силы, миру, плоти и бесу, а в старости, когда у тебя нет больше сил вести буйную жизнь, ты предашься божественному служению? Так делают некоторые княгини. Когда их одежда стара и ни на что не годна, они отдают ее в церковь, из нее делают убрусы на иконы, но прибыли княгиням от этого нет. Господь повелевает в Книге Левит приносить Ему в жертву самого лучшего барана, у которого нет никаких недостатков.
Представь, к царю придет древний старик, лет, этак, ста, и попросит его взять в слуги, заявив, что будет совершать самую тяжелую работу. Разве его не поднимут на смех и не сочтут слова за издевательство? Ты заслуживаешь презрения гораздо больше, коль упускаешь доброе время своей жизни и весь уходишь в служение телу, а в уме держишь, что напоследок сотворишь покаяние. Получится ли это у тебя? Очень редко и в малом числе случаев кто-то совершал во время, близкое к смерти, доброе покаяние. Если ты мне не веришь, то прочти всех церковных учителей и увидишь, сколь они сомневались в таком предприятии. Особенно блаженный Августин. Этот святитель говорит в книге «Сорок поучений»: «Немощному, который просит в конце жизни Таинство покаяния, то есть исповеди и святого Причащения, мы даем это, потому что он просит, но не отваживаемся сказать, что он спасется, потому что этого не знаем точно». И ниже он опять говорит: «Если ты хочешь, о человек, иметь уверенность, что спасешься, покайся сейчас, когда ты молод и здоров. Тогда будет ясно, что ты оставил грех, когда мог грешить. А если ты будешь терпеть до старости, то тогда не ты оставил грех, но грех оставил тебя». Видишь мудрейший совет, грешник?
Пойми, что нет никакой пользы, никакой похвалы и радости тому, кто совершает добродетель по принуждению. Воры и убийцы не исповедуют добровольно свое беззаконие. Только когда суд предаст им пыткам огнем, крючьями, колодками и прочими средствами мучения, они признаются в совершенном. Но признание не принесет им никакой пользы, а только злую и горькую смерть. Также моряки и купцы, когда попадают в бурю и великий шторм, бросают в море все свои вещи. Они бы их не потопили, если бы не было опасности. Когда им ничего не угрожает, они начинают предпринимать всяческие уловки, пытаясь найти то, что бросили. То же самое делают и умирающие. Они исповедуются от страха перед смертью и мучением, сбрасывают тяжесть злых мучений совести и прощают несправедливость. Они расстаются с любовницами. Они оставляют деньги на помин души и совершают много других благодеяний. которые бы не сделали, если бы не было страха смерти и опасности ада! Из этого ясна истина: если бы они не умерли, то опять вернулись к прежнему и ели бы, как собаки, свою блевотину.
Послушай пример. свидетельствующий правдиво о рассказанном, и ты уверишься, что живущие. не думая о спасении, грешащие всю свою жизнь, даже если совершат покаяние при смерти, не получат никакой пользы. В книге «Цветник» (часть 1, лист 128) говорится, что в Париже жил один клирик, настоятель церкви Пресвятой Богородицы (то есть Нотр-Дама), очень богатый, ибо у храма были большие доходы. Он проводил жизнь мерзко, не думая о душе. Несчастный неленностно совершал все вожделения плоти. В конце концов он смертельно заболел и в страхе смерти исповедал все свои грехи, и причастился Непорочных Таин в добром расположении и со слезами напоказ. Так и умер. Его похоронили торжественно и с большими почестями. Многие удивлялись: было зимнее время, и много дней шли дожди, но вдруг перед погребением настала хорошая погода, и клирика похоронили с большими расходами и в несравненной роскоши. Поэтому некоторые говорили, что вот, какой счастливчик, всю жизнь он делал, что хотел, а в конце Бог его удостоил и спас покаянием. Останки его в ясный день сопровождало множество народа.
Но суды людей ошибаются, и они не узнают истины. Поэтому Всеблагой Бог пожелал объявить в пример нам, живущим, что несчастный предан мучениям. Умерший явился через несколько дней священнику, его другу и преемнику, и сказал ему, что он в мучении, и нет никакой надежды на спасение или милость. Тот в страхе ответил: «Как же это возможно, что ты в мучении? Ведь ты покаялся в своих грехах. Ты исповедовался со многими слезами и причастился Честнаго Тела и Крови Господа нашего?» А умерший сказал в ответ: «Я недостойно причастился, потому что мое покаяние было не как должно, а по необходимости, из-за страха перед смертью и ожидаемым мучением. Я обещал духовнику, что буду воздерживаться от зла, пока живу, а разум и моя злая совесть говорили мне, что я не смогу воздерживаться, – и я преклонился к этому помыслу в неподобающей уступчивости. Теперь, скончавшись в мысли, что если бы я еще жил, то опять бы обратился к плотским наслаждениям, я справедливо осужден на вечные мучения. Ведь тот, кто исповедуется без твердой мысли больше не грешить в будущем, не имеет никакой пользы». Сказав это, он стал невидим.
А живущий священник пришел в страх и, оставив мир, ушел в монастырь, где и скончался в добродетельном жительстве. Ты видишь, грешник? Исправься раньше прихода того часа, когда ты не получишь никакой пользы. О, небрежность людей, как же они не мыслят о своем спасении, но уклоняются к лукавству?!
Подумай, слушатель, о состоянии Христовой Церкви. Ты увидишь, каково оно в последние дни. И зарыдаешь. Во всем таинственном Теле Христа не найдешь здорового и неповрежденного места. Я уже не говорю сейчас о благочестии. Просто куда ни придешь, не слышишь ни о чем ином, кроме как о коварстве, обманах, доносах, клевете, болтовне, срамословии, клятве, богохульстве, сребролюбии, разврате и тому подобном. Разговаривают только о земных и временных делах. Редко услышишь слово о Боге и Божественных вещах. Вместо этого клянутся во лжи и хулят Его святое имя. Так вот вспоминают Бога неблагодарные.
По таким внешним признакам с трудом можно определить: христиане это или язычники? Разве что они крестятся, когда клянутся, и произносят имя Христа, но их дела, судя по всему, языческие. Как они могут быть сопричислены к тем, о которых говорит Исаия, что увидевший их, тотчас узнает благословенные Господом посадки. Если жительство христианина должно свидетельствовать о нем, как о чаде Божием, то как мы назовем теперешних людей? Христианами или неблагодарными и непризнательными? О, их бездумное безделие, как будто бы они безсмертны! Все их мысли только о страдальческом земном теле, о еде и одеждах, как увеличить богатство, чтобы оставить его после себя. Какую надежду на спасение могут иметь такие безумцы?
Я это говорю, ибо некоторые думают, что, мол, Бог человеколюбив и не позволит никому быть мучимым по Своему благоутробию. Но раз неверные и многие из христиан, не соблюдающих заповеди Господни, предаются мучениям, то можешь мучиться и ты, грешник. Как ты смеешь говорить, что спасешься, не делая благо, а только по благоутробию Божию? Знай, что этот предлог («благоутробие Божие») тебе не принесет пользы. При всем Его благоутробии с Небес были изгнаны отступившие ангелы, ставшие бесами. Праотцы были осуждены со всем нашим родом на смерть. При всем Его благоутробии Он послал страшный Потоп и скрыл весь мир, так что за грех потонули все люди. Позже Он же разрушил Содом и Гоморру, Иерусалим, Вавилон и другие страны и царствия. И не только чуждых и грешных Бог наказывал за грех, но, чтобы устыдить род людской, Он и Своего Сына любимого, без всякого Его собственного прегрешения,– чтобы только заплатить наш долг, – послал на землю. Ибо Бог – праведнейший Судия. Если бы Он прощал человека, не наказывая грех, Он был бы милостивым, но не правосудным. Если Невинного предали наказанию за наше падение, чтобы людской грех не остался без возмездия, то что претерпим мы, виновные, всякий раз преступающие Божественные заповеди? Если плодовитое и услаждающее Древо пошло на Крестную смерть, то что потерпит сухое и безплодное? Так что убойся, грешник. Не дерзай говорить, что только за исповедание Христа Богом ты удостоишься Царствия Его. Нет, только если сохранишь Его заповеди, как Он Сам сказал: Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи, – войдет в Царствие Мое, но творящий волю Моего Отца. И сам бес под заклятьем воспел Его Сыном Божиим, – но бес не исполняет Его заповедей, и поэтому исповедание это не принесло ему никакой пользы. С ним ты и будешь, безумец, если не оставишь свою суетную надежду, исполнив достаточно церковное правило и сотворив достойное покаяние. Это не надежда, а самонадеянность. Ведь надежда состоит в вере, что если ты отойдешь от зла и сотворишь достаточное покаяние, то благоутробный Бог простит тебе совершенные грехи. Но не дерзай думать, что, находясь в грехе, ты спасешься по причине Его великого благоутробия. Ты заблуждаешься. Это не надежда, а безстыдная самоуверенность. Поэтому ты должен оставить небрежность и не выгадывать время, а тотчас обратиться к покаянию.
Подумай над своим прошедшим жительством, и ты увидишь, как ты был неблагодарен к Своему Творцу. Ты – христианин, возрожден водой Божественного крещения. Бог – твой Отец. Ты питаешься Евангельским Небесным Хлебом, то есть священным Причащением. И при всех благодеяниях жительствуешь столь безсовестно, будто ты – язычник и идолопоклонник, никогда не знавший Бога! О, твое неразумие! Какого рода есть грехи, которые ты бы не совершил? Что бы ты не увидел, ты насыщал свое развращенное устремление зрением! Сколько беззаконий ты совершил на деле! Что же еще будешь делать, если настолько лишен веры, что не боишься вечного мучения? Всю свою жизнь ты растратил в преслушании Божественного веления, делал то, что тебе хочется. Ты ценил сребролюбие, превозношение, блуд – как блаженство; ты хранил их законы, будто они – твои боги. А на заповеди истинного и настоящего Бога ты не обращал внимания, будто это выдумки и сказки. О, достойный адского мучения, где же червь совести? Где разумная часть души, рассудительное знание и способность различать? Ты очень похож на животных. Ты не боишься великой опасности? Если бы тебе на стол поставили прекраснейшее блюдо, а кто-то сообщил, что оно отравлено, то осмелился бы ты его попробовать? Все пророки, евангелисты, проповедники, учителя и Сам Христос взывают, говоря, что в этой пище греха живет смерть. О, бедный, во время этого кратчайшего наслаждения и малого удовольствия в тебя входит диавол. Как же ты добровольно принимаешь смерть, бездумно пьешь адское мучение? Где же вера? Почему ты не слушаешь Божественных слов, не чувствуешь своей беды?
О, сколь бы лучше было тебе не родиться в мир, не принимать крещения, не знать веры, ибо все это не поможет на общем Суде, но даже, напротив, сделает непростительным твой грех. Свет разумного начала не дал прощения философам, ибо они знали Бога, но не прославили Его и не служили Ему, как говорит великий Павел. Сколь более осудится тот, кто принял свет веры и воду Божественного крещения, кто открывал свои оскверненные уста и принимал Самого Бога, каждый раз слыша Его учение, а добродетели творил не более язычников!
О, как лишены соображения и смущения те, кто, имея веру, ее отвергают, ибо находятся в нескончаемом грехе! Они презирают Божественные веления, погружены во всякого рода беззаконие и ни о чем не заботятся. Без всякого страха они едят, пьют, смеются и мечтают так безстыдно, как будто все то, во что они верят призрак, а все слова евангелистов и учителей – ложь.
Поистине, есть некоторые из христиан, грешащих так безстрашно, будто они веруют, что Бога нет, и некому их предать мучению за их постыдные дела. Они не упускают никакого своего устремления, никакого греха, о котором им напомнит бес. Если они иногда и воздерживаются, то делают так не по любви ко Христу, а из-за страха перед властью, дабы не получить возмездия и расплаты за свои деяния. У них не пропадает ни одно вожделение, чтобы они его не обслужили, они всегда находят удачное время и подходящее место для своих намерений. Подними очи, грешник, посмотри на безпредельное величие Владыки всех, Кого прославляют Силы Небес, Кого воспевают все творения. Пойми, какая дерзость и безстыдство, о червь недостойнейший, раздражать и огорчать столько раз величие Божие! Подумай о великодушии и терпении Самого Царя всех, как Он ждет столько времени твоего покаяния в грехе! Бойся, как бы Он не разгневался на тебя и не подвигся к праведному гневу и ярости, чтобы истребить тебя из мира, ибо ты не приходишь к покаянию. Рассмотри в уме суды самого Бога. которые мы видели, и ты задрожишь, видя, что великие и доблестные люди преданы мучениям.
Мы читаем творения мудрейшего Соломона, составившего дивную Книгу Премудрости и три тысячи Притч, написавшего и о других глубочайших Таинствах. Но Бог его оставил, ибо он поклонялся безчувственным идолам. Иуда Искариот был одним из двенадцати апостолов и сначала совершал знамения и чудеса, как и другие. А потом лукавый ввел его в страшное нечестие. И из первых семи служителей (архидиаконов) нашей Церкви, в которых пребывал Святый Дух, один несчастный стал ересиархом – Николай Прозелит. Мы знаем и священника Саприкия, выдержавшего различные истязания от идолопоклонников ради любви ко Христу, а в конце, когда его уже должны были обезглавить, и он бы принял как страдалец венец мученичества, он отрекся от Христа и стал нечестивцем. Это было оставление Божие, потому что безумец не хотел простить Никифора, с которым они поссорились (об этом я написал во 2 главе). Мы видим патриарха Сергия. Он сложил Акафист в похвалу Пресвятой Богородицы, икосы которого слаще амброзии и нектара, а позже несчастного предали мучению. И не только названные, но и многие другие известные и безвестные люди, доблестные прежде, позже впадали в грех и погибали.
Но чтобы не нарваться на мель и не разбить корабль, необходимо «приспустить паруса» и направиться в гавань тишины. Каждый может прочесть «Лавсаик», где увидит, как многие святейшие подвижники. годами не евшие ничего, кроме хлеба и воды, или даже траву без хлеба. вовсе не пившие вина, позже впадали в блуд или другое прегрешение, и скончались в отчаянии. И так было не только в древние времена, но и сегодня многие «звезды» падают с в умственном смысле понимаемой тверди самым жалким и несчастным образом. Они скатываются в грязь и мерзость вместе с безсловесными животными, едят пищу скотов. И это те, кто сидели на небесной трапезе и ели хлеб Ангелов! О, оставление Бога! Сколько людей сегодня нечестивы, сколько отрекаются от веры, – не только миряне, но и из церковного клира! Их оставил Господь за какое-то тайное прегрешение или неблагодарность, или другое подобное. Если Он оставляет добродетельных и праведных, работавших Ему столько лет, за какой-то грех, – то что получишь ты, трижды несчастный, когда ничего доброго не совершил за всю свою жизнь, а только беззакония? И ты до сих пор проводишь свою жизнь в небрежении и не думаешь о своем спасении? Исследуй свою совесть и все, что возвещает вера, то есть что над тобой есть непогрешимый Судия, Который видит и знает твои деяния, дела, слова и помыслы разума. Подумай, что душа твоя никогда не умрет. Что как вознаграждение и плата за добродетель, так и наказание за грех нескончаемо и вечно.
Мы так должны Богу за Его благодеяния и за Его дары в раю, столь чудные, что если бы мы даже прожили столько лет, сколько звезд на небе, все их истратив на служение Ему, – то все равно заплатили бы только малейшую часть долга! И если добродетель является великим благом, не сравнимым со всеми богатствами мира и теми, которые только может вожделеть сердце, если все призывает нас к добродетели, – то почему так мало людей, дружественных ей? Всякий от природы устремлен и направляется к своей пользе. Но разве есть большая польза, чем вечная жизнь? Человек боится наказания. Но есть ли более грубое наказание, чем вечное мучение? Человек чувствует себя должником за любезность и благодеяния. Но есть ли больший долг, чем по отношению к богатому дарами и благодетельному Богу, Спасителю нашему? Страх перед опасностью умудряет нас. Но есть ли большая опасность, чем смерть? Если мы вожделеем тишины, свободы и сладости жизни, мира и спокойствия духа, – а такого желают все, то ясно, что все это в несравненно совершенном виде обретается в жизни на Небесах. Ибо та жизнь управляется Премудростью и Сознанием, в отличие от временной, подверженной различным превратностям и страстям.
Если тебе недостаточно для понимания сказанного, то рассмотри в уме, что ради этих благ на землю с Небес сошел Бог, стал человеком, трудился тридцать три года – Тот, Кто сотворил весь мир за шесть дней! Ради того, чтобы ты принял безсмертие, Безсмертный умер! Бог распят, чтобы умер грех. А мы, неблагодарные, возрождаем грех в нашем сердце?!
Однако почему я так растягиваю речь? Можно привести множество свидетельств, но опускаю их ради краткости. Но будьте внимательны к душе! Ваши очи видят, что не только Христос, Распятый на Кресте, но и все творения вопиют, призывая нас к любви и общему служению Владыке и Царю нашему. Все творения – учителя, глашатаи, книги и голоса, к нам обращенные! Все обещания и зароки, угрозы и устрашения разве не могут привести нас к высшему благу для нашей души?! Что еще большее может сделать Всеблагой Бог, чтобы привлечь нас к Себе?
Скажем напоследок. что нет другого знания, другой мудрости, другого разумного совета в мире. кроме такого. Оставим все препятствия, все службы мирские, помыслы о плотском, все житейские попечения. Последуем по законному и истиннейшему пути спасения. На этом пути всякий, кто им идет, обретает истинную тишину и вечную жизнь. К нему нас призывает Закон. справедливость, Суд и благоутробие Христово, небо, земля и все творения. К этому нас подвигает Святый Дух устами Екклесиаста: Сыне, послушай слова мои, и в точности соблюдай совет мудрости. С радостью помести ноги свои в путы мудрости, и в цепи ее – шею. Жди терпеливо плодов, которые она тебе принесет: как земледелец, который работает и сеет. Следуй ее путями изо всех своих сил. Прилагай усилия, чтобы ее стяжать: ибо с мудростью ты найдешь покой. Невелик труд, но мног и сладок плод знания, который ты будешь вкушать. Если он сперва и покажется тебе тягостным, то потом станет отрадным. Это слова премудрого Соломона. Из них ты можешь понять, сколь дивно богатство и вкушение истинной мудрости, которая есть доблесть и знание Бога, о чем мы и рассуждаем.
Если и этого недостаточно. чтобы победить жестокость твоего сердца, то подними ввысь твои очи, посмотри на Владыку и Царя царей, распятого на Кресте ради любви к Тебе. Он ждет тебя с распростертыми объятиями. Он склонил Свою непорочную главу, чтобы дать тебе, когда ты вернешься к Нему, лобзание любви, как блудному сыну. С Креста он взывает к тебе, призывая столькими голосами, сколько ран от ударов по невредимому и святейшему Телу Его. Рассмотри в уме слова, которые Он обратил к твоей душе в Песни Песней: Обратись ко Мне, и приму тебя. Я знаю, что ты блудила с любовниками, сколько хотела, до возвращения. А Я тебя прощаю, ибо Я – твой Отец и Бог, Создатель, Спаситель, истинный Твой друг, творящий узаконенное благо. Я – совершенное блаженство и последний твой предел. Во Мне ты найдешь успокоение, ликование, тишину, спасение, мудрость, истину и все блага. Ты найдешь поток животворящих вод, которые утоляют жажду, которые ведут душу к отдохновению – к вечной жизни.
Таковы гласы, которыми призывает грешащих истинная Премудрость к возвращению и покаянию. Покайся от всей души и всего сердца, но не так, чтобы, исповедовавшись сегодня, завтра вернуться в собственную блевотину. Ибо, согласно премудрому Августину, не полезно покаяние, опять оскверненное новыми грехами. Напрасны стенания, безсмысленны слезы, если ты не воздерживаешься от зла и не избегаешь прежней неумеренности. Возненавидь от всего сердца грех. Думай всегда и всякий раз о том, что мы написали в нашей книге тебе на пользу. Думай над всеми словами, которые могут тебя привести к ненависти ко греху. Особенно над этими словами, душеполезнейшими и спасительными:
Тесны врата и скорбен путь, ведущий в жизнь. Царствие Небесное берется силой. Многими скорбями (стеснениями) должно вам войти в вечную жизнь. Страдания настоящего времени недостойны будущей славы.
Такие Евангельские строки напиши, о грешник, на дверях и стенах твоего дома – или, лучше сказать, в разуме и сердце, дабы размышлять о них каждый раз. Возьми крест на плечи, следуй за Распятым ради тебя Богом, чтобы быть прославленным вместе с ним в Его Царствии вечном, где неизреченная отрада, неизъяснимая красота, невыразимая радость и ликование. Да прославишь Отца, Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную вместе со всеми святыми в безпредельные века веков. Аминь.