Часть вторая
Глава 21
О неизреченной славе рая и блаженстве праведных
Око не видело, и ухо не слышало, и в сердце человека не восходило, что приготовил Бог любящим Его, – говорит блаженный Павел в Первом Послании Коринфянам. Если этот чудный муж. восхищенный до третьего Неба, слышавший неизреченные глаголы, не мог достаточным образом изъяснить и рассказать о том славном блаженстве, то как дерзну я, недостойный, безопасно переплыть это море, будучи грешным и неученым? Что я скажу? Если бы можно было соединить все языки людей, все звезды на небе и все листья деревьев, чтобы их превратить в благоглаголивые языки, причем языки мудрейших из благоязычнейших ораторов, то все равно нельзя было бы полно рассказать о непостижимых и неизглаголанных благах. которые око не видело, ухо не слышало, и ум не может понять.
Немного почувствовать эти блага и ощутить их малое благоухание удостоились некоторые добродетельные люди. Они узрели в видениях некую часть того неизреченного наслаждения и немыслимой красоты и оставили нам письменные свидетельства, чтобы уязвить наше сердце к спасительному рачению.
Кесарий пишет в одной из своих «Бесед», что в общежительном монастыре жил некий благоговейный и добродетельный монах. Он 30 лет был в послушании у всех, и добросовестно исполнял все заповеди Господни. В конце своей жизни он увидел в видении, как его душа попала в рай и удостоилась божественного блаженства. Затем он вернулся в себя, позвал игумена и братию и сказал им с веселым и радостным ликом: «О сладчайшая и полная света предвосхитившая ночь, сколь она была славной и светлой ради меня! Я слышал чудесные гимны в раю, пели на Небесах хоры Ангелов и блаженных мужей. Они воспевали Бога сладчайшим мелодическим пением, не прекращая звука, ибо думали о неизреченной славе и неизъяснимой красоте единосущной и нераздельной Троицы. О, сколь согласны их гимны и песни! В наших псалмопениях очень большое несогласие и смешение, труды, страсти, пот. Но в том блаженнейшем Царствии нет ничего из этих недостатков, все небесные духи согласны в сладостной мелодии, и человеческого языка недостаточно, чтобы ее высказать. Они не устают славословить Творца, и сколь Его воспевают, столь в них увеличивается желание Его славить. Я видел в тех блаженных хорах и узнал некоторых из почивших наших братьев, которые стали безсмертными и возвысились в великой славе блаженства. Они скончались в послушании и теперь столь сияют, что я, дивясь их благолепию, наконец понял, что лишь смиряясь здесь, в мире, можно возвыситься и прославиться особо. Я спросил их, сопричислюсь ли к ним, стану ли я там соучастником в столь великом блаженстве. Они ответили мне, что тот, кто жительствует без упрека и греха в плоти. кто хранит монашеское призвание незапятнанно и безукоризненно, удостоится такого ликования». Так он рассказал видение, объявил чудесные и необычайные вещи и через несколько дней отошел ко Господу.
В книге «Цветущий луг» (в главе 6 «О славе рая», на листе 269) сказано, что в общежительном монастыре жил очень благоговейный к божескому монах, исполнявший все монашеские обеты. Он, когда услышал стих пророка: Тысячи лет в очи Твоих, Господи, как день вчерашний, который прошел, – то часто исследовал его в уме и не мог постигнуть смысла. И так как в том монастыре не было мудрого учителя, которому можно было бы задать вопрос, то монах совершал моление к Господу, чтобы Он ему открыл значение этого стиха.
Так он часто молился, и его послушал творящий волю боящихся Его Господь. Однажды после прочтения последования утрени все братия разошлись по келлиям, он один остался в Церкви и молился по обычаю. Тогда он увидел орла, прекраснейшего сверх естества. Орел кружился по всему храму, часто пролетал и близко к монаху. Монах радовался такой красоте и примерялся его схватить. А орел удалялся, и монах шел за ним, пока они не достигли леса поблизости монастыря. Орел летел не высоко, как другие орлы, но близко к земле, чтобы преподобный мог за ним следовать. И когда монах пришел в скрытое место леса, орел начал песню, столь приятную и сладостную, что человек пришел от сладости в дивное состояние. Он только осмыслял с неизреченным радованием это райское песнопение. Плоть его Божественным велением стала нетленной. Он не чувствовал ни холода, ни голода, ни другую нужду, ни тление тела, а только стоял в этом Божественном чудотворении, как будто был собственно в раю и слушал песнь Ангелов, воспеваемую орлом. Так прошло триста лет.
Когда Ангел, принявший облик орла, отошел в Небеса, монах, придя в себя, пошел в монастырь, думая, что он только на час отлучился оттуда. Когда он подошел к монастырю, привратник его спросил, кто он. Монах удивился, что привратник его не узнал, и говорит ему: «Я звонарь такой-то, неужто ты меня не узнаешь?» Привратник подумал, что тот сошел с ума и сказал ему: «Иди своей дорогой, у нас есть звонарь, а тебя я никогда не видел, и никогда ты не был в нашем монастыре». Благоговейный монах в изумлении назвал ему чины этого монастыря и имена братиев. Тогда у игумена собрались все, но монах никого не узнал. Поэтому он сказал им, пораженный: «Я недоумеваю, братия, как случилась такая перемена за час, когда я отлучился от вас, что ваш облик изменился? И я никого не узнаю, и вы меня. Свидетель Господь. Думаю, что не прошел и один час, когда я вышел из монастыря после чтения последования утрени. Тогда был такой-то игумен, такие-то старцы и все другие». Настоятель просмотрел книгу, где были записаны имена всех братьев. Он узнал, что эти братия жили 300 лет назад.
Тогда игумен стал его спрашивать, что он за человек, какие добродетели совершил, чтобы знать, как он удостоился от Бога такой благодати. Монах ответил: «Я не знаю никакой добродетели в себе, только я всегда был послушен настоятелям, ко всем братьям относился с совершенной любовью, никогда никого не раздражал. Особенно я благоговел и стремился к Всенепорочной Владычице, и каждый раз читал Акафист». Затем он рассказал им во всех подробностях, как изложено выше, историю с орлом. Братия слушали, понимая смысл. и плакали от радости. Его все лобызали и смотрели на него, как на небесное творение. а не земное, ибо его слова казались им поистине божественными, не человеческими.
Тогда настоятель сказал монаху: «Воздай славу Всемогущему Богу, Который удостоил тебя такого дивного состояния. Ибо никто другой не видел подобного во временном и суетном мире. Ты на деле постиг некую часть небесного пения и неизреченного ликования. Триста лет ты был на Небесах, а тебе они предстали одним часом! Какую же радость и умиление будут чувствовать святые в раю от того блаженного вкушения Богородицы и Живоначальной Троицы! Им тысячи лет будут представляться одним днем, по речению Давида, смысл которого ты так желал знать». Когда преподобный услышал это, то постиг истину и, прославив Господа, заплакал от ликования, и попросил причастить его Святой Плоти и Крови Спасителя нашего. Приняв не знающих скверны Божиих Таин, с великим благоговением он сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...», – и так до конца, а по окончании предал в руки Божий святую свою душу.
Послушай, читатель, также и рассуждение, написанное мудрейшим Августином об этом блаженстве: «О, жизнь неизглаголанная, приготовленная Богом для друзей Его. Жизнь блаженная. Жизнь безпредельная. Жизнь, которая не знает тления или превратности. Жизнь безпечальная и безсмертная. Там нет врагов, чтобы вредить, нет скорбей, чтобы доставлять кому печаль. Любовь совершенна, а страха нет. День вечный, а ночи нет совершенно. Законная пища души – видеть Бога лицем к лицу. О, жизнь всевожделеннейшая, прославленнейшая и всерадостная. Я радуюсь, когда рассуждаю о твоем сиянии. Ликует моя душа, когда думает о тебе. Стремится и желает сердце мое. И чем больше тебя я предвижу и о тебе размышляю, тем больше меня уязвляет рачение вожделения моего. Я рад мыслить о тебе и, когда вспоминаю тебя, торжествую. О, жизнь безпредельная и воистину блаженнейшее и всепрекрасное Царствие, у которого нет ни конца, ни смерти. Времена не сменяют друг друга. День не вечереет и не знает никаких изменений. Этому радуется несущий трофеи солдат, когда встречает хоры Ангелов и увенчивается неувядаемым венцом славы, воспевая на псалтири Господу. Счастлив и воистину блажен тот, кто удостоился видеть твою славу и светлость, о рай, стены и врата твоего кремля, твои аллеи, дворцы, родовитых граждан и всемогущего и преславного Царя твоего! Камни стен безценны, врата из прозрачных жемчужин, а дворцы все из золота, украшенные россыпью изумрудов и сапфиров.
Прекрасна и красивее всего матерь наша, Иерусалим, в радованиях твоих. Вещей, претерпевающих тление, в тебе нет, нет ничего временного. Свет, который непрерывно тебя освещает, не от ламп, или звезд, или луны, или чувственного солнца – но истинный Свет от света, и Бог от Бога дает тебе сияние».
О, христианин, какое ликование ты будешь вкушать там, если поживешь здесь со страхом Божиим, в этом временном поселении твоем, а затем пойдешь от смерти в безсмертие, от тления – в нетление, из мрачной темницы в многосветлый и сияющий рай, где хоры Ангелов радуются сладчайшей мелодией и братски получают один от другого славу и честь. Там празднуется одно радостное торжество, полный духовной радости праздник, звучно и без перерыва, с мелодией сладчайшей и вдохновенной. Там ликует чин пророков, славный хоровод апостолов, непобедимое войско мучеников, благоговейное собрание преподобных и исповедников. Там овцы и агнцы, освободившиеся от капканов и сетей настоящей жизни, радостно ликуют во вкушении веселья подобным образом, но по степени достоинства различно. Ибо зависть, соперничество, ссора и спор туда не вмещаются, но царит совершенная любовь. Бог есть все во всем, и о Нем непрестанно размышляют, и всегда расцветают в рачении и вожделении к Нему. Любя, они Его воспевают, а воспевая, Его любят.
И всякое их делание и хвала не прерывается и не знает усталости. Чести одного радуются и вкушают все, будто она их собственная, – ибо такова любовь от природы. Так и в этом мире мы часто видим, что когда кто-то любит своего родственника с душой и сердцем, или какую-нибудь женщину плотским рачением, то любовь столь сильна, что он радуется добру возлюбленного и воспринимает от него, будто оно его собственное и даже более. И если плотская любовь обладает такой силой, то какой силой, как ты думаешь, обладает духовное и Божественное рачение? Счастливы и блаженны те, кто удостоились слышать мелодичные песни и музыки на Небесах. Они есть непрестанный звук совместного псалтирного пения с небесным хороводным пением Аллилуйя – пред лицем Царя и Бога всего – да видят Его в славе Его! Как Он сказал Отцу: Отче, это воля Моя, чтобы находились со Мной те, кого Ты мне дал, чтобы они видели светлость, которую Я имею вместе с Тобой прежде создания мира.
О, монах, если ты чувствуешь такую радость в мире, когда умилен, и тебе приходит в плаче такое утешение, что твоя душа ликует и благодатно радуется, то какое вкушение, как ты думаешь, обретешь там, где нет больше места слезам, и не нужен плач, но всегда радование и ликование? Выйди из темницы своего тела и подумай о награде и плате, которую ты получишь там за малое время, проведенное в труде и добродетели. Какую честь ты получишь, когда священная Приснодева Богородица и Сам Господь Жених вместе со всеми святыми выйдут тебя встречать; и Он тебе скажет эти слова Песни Песней: Вставай поспешно, и следуй за мной, прекраснейшая моя горлица. Кончилась зима, и появились цветы! Какую радость примет твоя душа. когда святые Ангелы возведут ее к Божественному Престолу, чтобы объявить твои добрые дела: молитвы, посты, милостыни, другие благодеяния, а также кресты и скорби, которые ты претерпел за Господа? Тогда и будет узнано достоинство добродетели. Там хороший человек почитается согласно его труду. Там поется псаломская песнь Давида: Если бы не Господь помог мне, то вскоре, жила бы в аду душа моя. Туда входят доблестные воины, мужественные жены, победившие мир и женскую слабость. Они прославлены двойным трофеем: плоти и мира. Они украшены неувядаемыми венцами и золотыми головными повязками. Там много юношей и совсем маленьких детей, которые победили нежность своих лет добродетелью и рассудительностью и прияли награду за свою девственную чистоту. Там они узнают своих друзей, отцов и учителей, обнимают их в святом лобзании и получают сладчайший плод добродетелей, хотя в другое время их корни и казались им полными горечи.
Сладок прохладный воздух в полдневную жару. Очень приятна вода жаждущему путнику. Сладостен сон и отдохновение для работавшего раба. Но всего слаще любовь святых и примирение на войне, уверенность после опасности, совершенное отдохновение после прошедших скорбей и трудов. Закончились войны, и больше никому не нужно быть вооруженными: как израильтяне, когда взяли возвещенную землю, оставили оружие и забыли все страхи и смятения войны, и каждый под сенью деревьев радовался сладким плодам мира и упокоения. Те, кто посеяли здесь слезы, там будут пожинать вечное ликование. Там Георгий, Димитрий и другие страдальцы, – они сияют как многосветлые звезды, ликуя и торжествуя, что за малый и временный труд получили столь великое вкушение. Там Иоасаф, Антоний, Евфимий и все преподобные. Они радуются, получая многократную оплату своих трудов. Говоря просто, там все святые – пророки и священномученики. Особо там стоят божественные апостолы. Их предстатель и чиноначальник, стоящий первым, – великий Предтеча и Креститель Иоанн. Они ликуют и возрадуются в песнях, и прославляют Бога. что Он им дал силу презирать суетный мир. Они – счастливцы, ибо победили плоть и совершенно подчинили ее духу, и получили за земные и временные вещи, которые они презрели, вечные и небесные. За малый труд они вкушают безмерное отдохновение. За малый позор и безчестье от язычников- неувядаемую честь и славу. За временную скорбь – неизглаголанную радость. И, говоря просто, за преходящее и тленное, что разрушается как дым и вянет как полевые цветы, они получили вкушение нетленное и всегда остающееся. Об этом и мыслят святые и пребывают в радости, когда видят всегда пребывающую славу Пресвятой Троицы. О, сладчайшее прославление! О, избранное сопровождение! Блаженны те, кто тебя вкушают, и трижды несчастны те, кто лишены твоей красоты.
О, человек, если тленным и временным вещам Всеблагой Бог дал благообразие, то какое благообразие имеют вещи нетленные и вечные? Если ты возвысишь очи к небу, то увидишь всесветлое солнце, сияние луны и звезд. На земле ты будешь видеть прекрасные и дивные творения: горы, холмы, долины, ущелья, разные деревья и животных, пестрые цветы и прекрасные лилии, источники и озера, реки и море. Ты видишь золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг и другое подобное. Итак, если в этой юдоли слез и скорбей, в нашем изгнании и поселении Всеблагой Бог нам дал такие прекраснейшие вещи, то каковы, как ты думаешь, будут в раю? О, богатый дарами Владыко, если в телесных упражнениях в этой темнице духа Ты нам даровал такое вкушение, то какие блага ты нам дашь в истинном и блаженном нашем отечестве? Если грешникам, Твоим врагам, ты даешь столько радостей в этой жизни, то какого радования удостоятся в будущем веке Твои друзья?
Знай, слушатель, что во Втором пришествии мир обновится, как сказано выше, и будет гораздо прекраснее и светлее сияньем, чем теперь. Стихии очистятся от всякого тления. Огонь будет светлее, но не будет жечь, ибо все жжение отойдет в ад. Воздух очистится от всякой тьмы и дыма. Вода станет светлой и засияет как зеркало и хрусталь, и не будет больше замерзшей. Так и земля явится тоньше и очистится от всякой грязи и вредоносной материи. Все вредное, что доставляет скорбь и немощь, – жжение огня, холод воды. мрак воздуха, летняя жара, порча воздуха (малярия) и всякая нечистота и отбросы этого мира пойдут в бездну ада и доставят новую боль несчастным грешникам. Стихии очистятся, а вся земля предстанет не знающей вреда, прекрасная, как другой рай.
Так и небеса, и солнце, и луна, и звезды будут давать чудесное сияние, семикратно большее. Как говорит Исаия, свет луны будет как солнечный, а свет солнца в семь раз ярче, как свет семи дней. Они также прекратят свое движение. Ведь сейчас солнце, луна и планеты движутся для благодеяния человеку: ради рождения и тления, – а тогда, после общего воскресения, это прекратится. Нужно верить без сомнения, что все они прекратят свой путь: солнце будет стоять на востоке, луна – на западе, а все остальные светила на своих местах, как они были созиждены изначально. Не будет смены времен: не будет ни зимы, ни лета, ни ночи, но всегда одно состояние вечнующих времен с безпредельным радованием и несравненным ликованием. И все произойдет Божиим велением, ради большей славы и вкушения праведных, чтобы они приняли многократное возмещение своих трудов.
Какую радость и ликование ты примешь тогда, слушатель, чтобы вкушать столь великое блаженство? Если тебе нравятся Небеса, то не тяготись способом их достижения, но иди скорбным путем, чтобы быть прославленным вместе со святыми. Страдай от зла вместе с ними, гаси движения плоти суровостью жизни и подвижничеством, – и тогда всегда будешь радостен. Никакой труд не должен тебе казаться жестоким и время долгим, ибо все это – средство и инструмент вкушать вечное ликование.
Великий святитель Августин говорит, что красота вечного света, сладость нетварной Премудрости и вкушение небесного блаженства столь велики, что невозможно остановиться на пути к ним больше, чем на один день. И ради того вечного дня мы должны презирать все годы временной жизни и всякое телесное вкушение. Этот мудрейший учитель хотел написать книгу о блаженстве. Но он написал гораздо больше о божественном и непостижимом таинстве Единосущной и Нераздельной Троицы, и его ум так погрузился в это, что он не знал. как закончить свое преславное повествование. Тогда Господь показал ему видение, чтобы сделать явным, что таинство Пресвятой Троицы совершенно непостижимо, и человеческого языка не хватит, чтобы рассказать те неизреченные блага, которые приготовил Бог любящим Его. Однажды святитель стоял на морском берегу, думая и размышляя о небесной славе. Тут он увидел красивого младенца. Младенец сделал в песке ямку и был занят тем, что носил в маленькой чашке воду из моря и выливал в ямку. Святитель увидел, что младенец старается уже очень долго и спросил, чего он хочет. Младенец ответил: «Я хочу все море перечерпать в эту ямку». А святой ему отвечает: «Напрасно ты трудишься, чадо. Как это возможно, вместить столь безпредельное море в маленькую ямку?» Тогда небесный младенец говорит ему: «Легче заключить в этой ямке все море, чем тебе завершить то, что ты начал, и рассказать при твоем малом знании невыразимые и непостижимые вещи». Августин, услышав, удивился и говорит: «Какие?"- Младенец ответил так: «Ты стараешься своим умом исследовать и постичь глубочайшее и не схватываемое умом Таинство нераздельной Троицы. Но невозможно написать достаточным образом о Божественном величии. Это все равно, что пытаться сжать весь мир в ладони. Или сделать небо неподвижным. То, что око не видело никогда, разве может осмыслить твое око? То, что не слышало ничье ухо, то, что в сердце человека не входило? Какой предел может быть найден в безпредельном? Какой мерой будет измерено безмерное? Так что отдохни своим рассуждением. Достаточно того, в чем тебя просветил Святый Дух, и ты написал о вечном блаженстве. Ибо не желает во всем премудрый Создатель, чтобы человеческий ум знал и понимал без упущений столь великие Таинства, живя в суете, – а только в Небесах, в том невечернем дне, в котором удостоились избранные столь великого ликования. Но даже они не понимают совершенно то Божественное таинство, а один больше, другой меньше, – каждый по мере своей доблести». Это сказал Ангел и вознесся. А святитель поблагодарил Бога, удостоившего его такого видения.
Если вы вожделеете, христиане мои, вкушать великое блаженство, то выдерживайте всякое приходящие притеснение и ненавидьте суетное богатство, ибо больше прославится малейший раб Божий, чем величайший царь этого мира.
О, невежественное сребролюбие любителей мира! О, слепота, достойная рыдания! О, бездумность сегодня большинства людей, что они предпочитают временное и тленное нетленному и вечному! Ради навоза и отбросов они отнимают у себя безценное сокровище. О, умалишенность, достойная плача! Много людей, которые не для того, чтобы завладеть царствами, или начальственными должностями, или сокровищами века сего, – но только для приобретения виноградника, или поля, или немногих денег, – отнимают у себя Царствие Небесное! Что я говорю! Некоторые ради мерзости и зловония плоти лишают себя такого блаженства! Безумцы не сознают, что, вожделея земного, они не только теряют небесное, но и наследуют нескончаемое мучение.
О, любители наслаждений и мира, соберитесь с умом и желаниями, отсеките все хотения плоти, чтобы не лишиться великого радования ради кратчайшего вкушения. Сколь океан превосходит каплю воды, столь небесное ликование превышает все радости, которые могут быть найдены в мире, или о которых можно услышать. В том Царствии нет скорби, тягот, стенаний, но – тишина без смятений, радость без печали, здоровье без болезни, жизнь без смерти, изобилие без упущений, весна без бурь, наслаждение невыразимое и красота немыслимая. Говоря просто, радование всяким благам и вкушение неизреченное. Это есть Царствие Небесное, Царствие царств, Царствие всех веков. В нем горы истекают молоком и медом, и все сладко. Рай есть жилище блаженных, жизнь которых и Царь Бог Безсмертный. Венки их сделаны из драгоценных камней, жемчуга и золота. Их братья светлые Ангелы. Их гимны нескончаемы, со сладчайшей мелодией, усладительным благоуханием и невыразимым торжеством.
О, чада Адама, сыны человеческие, род слепой и невежественный, блуждающие и рассеявшиеся овцы. На Небе ваше отечество и жилище. За какими другими вещами вы гонитесь? Какое другое богатство и достоинство вы ищете? Неужели вы потерпите лишиться такого блага, даруемого за малый труд и временную скорбь? Если вы столько трудитесь здесь, в вашем изгнании, чтобы получить малую недолговечную радость, почему вы не трудитесь ради истинного блаженства? Оно безмерное и высочайшее благо, и будет у вас всегда, его никто не может вас лишить. Не тяготись временными скорбями, потому что за них ты удостоишься великого вознаграждения и воздаяния. Не ленись, но принуждай себя, чтобы вкушать великое блаженство. Ради любви к нему возненавидь все плотское и земное. Твоя часть – в земле живущих вечно. Там сокровище и богатство твое. Там тебя примет Владыка, чтобы почтить тем большей славой, чем больше явилось твоей теплой любови к Нему.
Так что поднимайся от сна безделья, призови Господа, чтобы Он тебя управил, просветил, дал тебе силу идти скорбным путем, ибо нет другого столь полезного душе пути, чем терпеть скорби, мучающие плоть, радоваться, когда тебя презирают и унижают, говоря просто – искоренять в себе всякое себялюбие, которое есть яд и отрава, что мертвит душу и возмущает тебя против божественного величия. Такое оберегание себя от высшего блага искорени из своего сердца и совершенно уничтожь, ибо оно – причина твоей погибели. И вожделей от всей души, прежде всех мирских вещей, твоего Создателя и Спасителя. Ступай тщательно в добродетельном жительстве, чтобы вкушать высшее благо, видеть сияние святых, силу Отца, премудрость Сына и благость Всесвятаго Духа. Ты примешь свою часть во всеобщем радовании небесного жительства, где у всех один язык и речь, одна любовь, одно делание, вечное, нескончаемое песнопение Ангелов и людей, одно единственное ликование, один братский пир и трапеза.
Иди теперь, умалишенный и глупый любитель мира, строй дома и дворцы, ищи почести и достоинства, приобретай богатство, и поля, овладевай начальственными должностями, распоряжайся городами и царствами. Но со всем этим ты никогда не будешь столь велик и почтенен, сколь малейший раб Божий. Раб Божий получит то, что весь мир не может дать; он унаследует то, что не прейдет, но всегда и вечно останется непоколебимым. Ты со своим богатством и славой пойдешь в нескончаемое мучение, а тот на лоно Авраама, чтобы несказанно радоваться. Так что будем не пренебрегать, братья, этим необходимым делом, но мужественно бороться, чтобы получить награду, которая есть неувядаемый венок в Царствии Небесном.
Разве вам не стыдно, что воины земного царя с жаром борются за малый приз, выставленный на стадионе, хотя он стоит только сто или двести червонцев? Его получает тот, кто побеждает, а остальные уходят с позором, а часто лишаются и жизни, но об этом не думают, а мужественно сражаются, надеясь каждый получить ту преходящую почесть и кратчайший миг ликования. А мы, небрежные и неразумные, хотя знаем точно, что получим царственнейший и безценный дар от Христа Бога, ленимся, даже не хотим немного потрудиться и побороться. Знайте, что не ленивые и унылые достигнут этой славы, но усердные борцы, отвращающиеся мира плотских наслаждений.
Те, кто стремятся вкусить высшее благо, желают иметь в этом мире различные скорби и мучения. Святитель Августин сказал себе так: «Необходимо, о душа моя, чтобы я терпел скорби и истязания, да увижу Спасителя Христа в славе Его и причислюсь к святым Его. Подобает испробовать здесь всякое мучение, чтобы я стал причастником такой славы и ликования. Все печали моей жизни покажутся наслаждениями и вкушениями, только чтобы я почил в том Царствии вечно». С этой надеждой Онуфрий, Иоасаф и все подвижники выдерживали посты, бдения, все тяготы жизни в пустыне, веруя, что они достигнут нескончаемого Царствия и радования неизглаголанного. Такая надежда – якорь, который позволяет истинным рабам Божиим стоять твердо и непоколебимо во всех водоворотах житейского моря.
И так как никто не был прославлен без трудов и скорбей, то почему мы должны уклоняться от злостраданий, если полагаемся на Всемогущего Царя, надеясь на Его помощь? Ей, многоблагоутробный Владыко, Боже Отче Вседержителю, здесь накажи нас, здесь испытывай и искушай нас временно! Пошли нам беды, болезни, голод, преследования, горечь, опасности и различные скорби и бичи. Пусть нас испытывают и притесняют враги. Пусть все творения объединятся против нас и будут сражаться и гнать нас. Пусть мы станем насмешкой для людей, и нас презирает весь мир. Пусть уменьшится от боли наша жизнь и от стенаний сократятся годы наши, пусть нас окружат в этом мире все несчастья и истязания. Только удостой нас Царствия Твоего, да воспоем и прославим Тебя, безначального Отца и Единородного Сына и Единосущнаго Духа, Троицу Нераздельную. Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.