Источник

87

Пс.87:1. Песнь псалма сыном Кореовым, в конец, о Маелефе еже отвещати, разума Еману Израильтянину.

В этом псалме изображается смерть, какую приял за нас Христос, чтобы, проповедав духам сущим во аде, даровать нам воскресение. Псалмопевец оплакивает также Иерусалим, как утративший упование на Христа. А Иерусалим, т. е. народ иудейский, в древности составлял как бы некий лик, почему и именовался уделом или жребием Господним. Поэтому и псалом надписывается для Маелефа, т. е. для ликования или лика. Поскольку же таинство Христово глубоко и к уразумению его потребен крайне тонкий духовный разум; то в надписании сказано: «разума». Говорится же, что псалом есть Еманов, сложенный в Египте для Моисея, А Еман этот был потомок Израиля, как происшедший от Зары, который есть сын Иуды, сына Израилева.

Пс.87:2. Господи Боже спасения моего, во дни воззвах.

Как Благой, провидев отпадение народа и погибель ученика, воссылает за них молитвы к Отцу, чтобы и они, не приобщаясь злобе, могли улучить даруемое Им спасение.

Пс.87:4. Яко исполнися зол душа Моя.

Хотя наши понес Он грехи и о нас болезнует; но справедливо о Себе говорит, что исполнился зол.

и живот Мой аду приближися.

Говорит это, потому что, по благодати Божией, за весь мир вкусил смерть.

Пс.87:5. Бых яко человек без помощи,

Пс.87:6. в мертвых свободь.

Один Иисус и умер, по слову Исайи, ради беззакония людей ведомый на смерть (Ис. 53, 8), и, когда был мертв, пребыл свободным; потому что не имел греха, который соделывал бы Его повинным смерти, почему и сказал: «область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю» (Ин. 10, 18).

Яко язвеннии спящии во гробе.

Уподобился Я людям, покрытым ранами и лежащим в гробах. Но они, как не сподобившиеся Твоей помощи, не улучили воскресения; а Я, говорит, и язвлен за грехи людей, и положен во гроб, но не остался там, потому что Ты воспомянул о Мне, по Моем уязвлении и положении во гроб, и Я воскрес поправ смерть.

Пс.87:8. На Мне утвердися ярость Твоя.

«Яростью» Божиею называется проклятие смерти, наложенное на род человеческий. Итак, поскольку Он «стал за нас клятвою» (Гал. 3, 13), то и говорит, что «утвердися на Нем ярость Божия».

И вся волны Твоя навел еси на Мя.

«Волнами» называет тяжкое наказание, наложенное на род человеческий за преступление заповеди; разумеет же опять смерть.

Пс.87:9. Удалил еси знаемых Моих от Мене.

Говорит это, потому что во время страданий все Его оставили.

Положиша Мя мерзость себе.

Смотри, как и доныне иудеи гнушаются именем Христовым.

Предан бых, и не исхождах.

Говорит это, потому что заключен был в доме начальника синагоги.

Пс.87:10. Очи мои изнемогосте от нищеты.

Я плакал о народе, видя, как лишается он богатства по Богу и впадает в крайную нищету.

Воззвах к Тебе, Господи, весь день.

Поэтому, даруй единственное средство к избавлению от зол – Твое промышление, Владыко. Ибо умоляю Тебя, непрестанно воздевая руки. А это положение тела выражает мучительную скорбь души; потому что вынуждаемый только необходимостью в таком положении усердно упрашивает Того, Кто может помочь ему.

Пс.87:11. Еда́ мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят?

Объясняет нам причины Своего нисхождения в смерть, как бы так говоря: поскольку и мертвым невозможно было творить чудеса, и врачам воскрешать, да «исповедятся Тебе»; а равно и осужденные на погибель не в состоянии были познать Твою истину: то Я, Отче, вменен Поэтому с сущими во аде, чтобы и те, которые пребывают «в земли забвенней» (Пс.87:13), воскреснув, познали опытом чудеса Твои, и те, которые издревле во тьме, повидали истину Твою.

Пс.87:12. Еда́ пове́сть кто во гробе милость Твою?

Мертвым, которые разрушились в прах, пребывают во мраке смерти и преданы забвению, невозможно быть причастниками Твоего человеколюбия и соделаться зрителями чудес Твоих.

Пс.87:13. Еда́ познана будут во тме чудеса Твоя?

Как для погибших нет истины, так для омраченных нет чудесного. А «земля забвенная» есть разумная душа, лишенная плодов Святого Духа.

Пс.87:15. Вскую, Господи, отрееши душу Мою? отвращаеши лице Твое от Мене?

Так Христос молился за народ израильский; Иудеи же по чрезмерности злобы своей оказываются недостойными спасения, как бы недействительною соделав молитву Христову о них.

Пс.87:16. Нищ есмь Аз, и в трудех от юности Моея.

Нищ потому что приял на Себя зрак раба, «и в трудех от юности»; потому что от пелен Своих подвергался злоумышлениям Ирода и подобных ему.

Вознесжеся, смирихся и изнемогох.

Вознесением называет восшествие Свое на крест, по сказанному Им: «егда вознесете Сына Человеческого» (Ин. 8, 28). А под словом «смирихся» разумеет нисшествие Свое во ад.

Пс.87:17. На Мне преидоша гневи Твои.

На Меня, говорит, подвиг Ты весь гнев, и самыми страшными наказаниями возмутил Меня, и погрузил Меня в них, как в водах.

Пс.87:19. Удалил еси от Мене друга и искреннего, и знаемых Моих от страстей.

«Страстями» называет время Своего страдания. Поэтому говорит, что во время страдания оставили Его друзья и знаемые (близкие). Поскольку же послушен был Отцу «даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2, 8), и на кресте оставлен учениками; то и говорит, что Отец удалил от Него друзей и знаемых (близких).


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle