8
Пс.8:1. В конец, о точилех, псалом Давиду.
Сказано: в «конец», потому что заключающееся в псалме пророчество должно было прийти в исполнение при конце веков. Ибо псалом говорит о Христе и о Церквах по вочеловечении; так как и Единородный именуется виноградною лозою, и верные – рождием. Если же иудей усиливается утверждать, что псалом сказуется вообще о человеке; то и в сем случае да будет известно, что покорено все человеку, потому что имел вочеловечиться Сый во образе Божии. Древле в подзаконном служении было одно предточилие, то есть, жертвенник во храме; по призвании же язычников – точил много, и это суть Церкви, собирающие плоды преуспевающих в богочестии.
Пс.8:2. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.
В изумление приводит Пророка ведение имени Божия, данное людям. Ибо уже не одним только живущим во Иудеи ведом Бог.
Пс.8:3. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу,
то есть, из уст по Богу младенчествующих злобою. Это, как ясно написано в Евангелиях, сказал Спаситель, когда фарисеи заграждали уста благословляющим Его детям.
Враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника.
Разумей или чувственного, или мысленного врага, или народ иудейский. Ибо иудеи гнали Христа как врага, и показывали вид, что делают это, ревнуя об Отце. Посему, чтобы лишить их всякого оправдания, Господь сказал: «ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидит» (Ин. 15, 23). «Врага и местника», то есть, или диавола, потому что он, понудив совершить грех наказывает согрешающих, представляя им пред очи тяжесть греха, – или народ иудейский, сего врага истины и местника, по мнимой его ревности о 3аконе.
Пс.8:4. Яко узрю небеса, дела перст Твоих.
Они негодуют на младенцев совершающих хвалу; а я – малое некое дело в Твоем создании – взираю на сие великое и прекрасное дело, то есть, на небеса.
Пс.8:5. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его?»
Пс.8:6. Умалил еси его малым чим от Ангел.
Поскольку Павел ясно истолковал это о Спасителе нашем, то надлежит довольствоваться этим изъяснением.
Пс.8:7. Вся покорил еси под нозе его.
Бог, сказав: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию», присовокупил: «и да обладает рыбами морскими», и прочим, подробно исчисленным (Быт. 1, 26), а за сим продолжает: «раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею» (Быт. 1, 28). Ибо разумной природе, как богоподобной, даровал господство над всем. И человек, прияв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих. Если вообще сказано:
поставил еси его над делы руку́ Твоею,
а в другом месте говорит: «и дела руку́ Твоею суть небеса» (Пс. 101, 26); то явствует, что поставил его и над небесами, и, не утаивая, уже называет пребывание на небесах отшедших отсюда с земли, когда по обетованию наследуют небесное царство. Говорит же и Павел: «наследницы убо Богу, снаследницы же Христу» (Рим. 8, 17) Так должно разуметь и следующее: «вся покорил еси под нозе его». Ныне покорил животных; но, поскольку уготована человеку равноангельская жизнь на небе, то человек, и там поставленный «над делы руку́» Его, будет зрителем небес и всего, что на них. Блаженный же Павел истолковал, что и это исполнится на Спасителе в будущем веке. Посему говорит ему Отец: «седи о десную Мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Евр. 1, 13).
Пс.8:8. Овцы и волы вся,
Этим дает разуметь уверовавших из израильтян.
еще же и скоты́ польски́я,
– этим означает язычников.
Пс.8:9. птицы небесныя,
то есть, превозносящихся житейским и людей самых неразумных, но высокомудренных.
Пс.8:10. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.
Приведенный, как сказано, в изумление боговедением, открывшимся у людей, повторяет прежние слова, и тем усугубляет чудо.