51
Пс.51:1. В конец, разума Давиду,
Пс.51:2. внегда пpиити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов.
Когда Давид спасался бегством от лица Саулова, и на пути зашел в дом Авимелехов, вкусил священнических хлебов, и взял меч Голиафов, тогда некто идет и извещает об этом Саула. Это был сириянин Доик, который до того раздражил Саулову душу, что Саул послал истребить весь священнический город и не пощадить даже скотов их (1Цар. 22, 18–19). Услышав об этом, Давид изрекает предложенный псалом, обращая укоризненную речь к лицу сириянина. Но имеет она отношение и к лицу народа иудейского, также к лицу Иуды. Заключает же в себе псалом и обетование будущих благ, и водворение святых Божиих в дому Божием, так как сказано в нем: «Аз же яко маслина плодовита в дому Божии» (Пс.51:10). Посему и в надписании псалма сказано: «разума» и «в конец». Ибо много потребно разума к познанию домостроительственной тайны Сущего по плоти от Давида.
Пс.51:3. Что хвалишися во злобе, сильне?
Обращает слово как бы к самому сириянину, или действовавшему в нем диаволу.
Пс.51:4. Яко бритву изощрену сотворил еси лесть.
Говорит это, потому что как бритвою истребил весь город священнический.
Пс.51:5. Возлюбил еси злобу паче благостыни.
Ибо поступил несправедливо, солгав на священника и на всех прочих бывших с ним, сказав о нем, чего не было сделано, потому что в словах: будто бы Авимелех вопрошал Бога о Давиде, была ложь, а не правда.
Пс.51:6. Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив.
Ибо во всем поступил злоумышленно, по ненависти, желая смерти священнику и всем прочим, с ним умерщвленным. Посему, лживые Доиковы слова называются «глаголами потопными», ибо Доик словами своими весь город священнический как бы погрузил в глубину.
Пс.51:7. Сего ради Бог разрушит тя до конца.
Это справедливо может быть сказано о правителях иудейских и о самом Иуде, потому что возлюбили вредное. «До конца», то есть, совершенно.
Сего ради разрушит тя
низлагающий горделивых, как не прочно назданного, а как худо насажденного
восторгнет тя, и преселит,
или искоренит.
От селения твоего.
Ибо они преселены из священной их скинии, отведенные в плен за распятие Господа.
И корень твой от земли живых.
Это подобно сказанному: «да потребятся от книги живых» (Пс. 68, 29).
Пс.51:8. Узрят праведнии, и убоятся.
Ибо при истреблении нечестивых приходят в страх и праведные. И ты, говорит, потерпишь это, а праведные, т. е. люди твои, узрев погибель твою, объяты будут страхом, потому что казни твоей достаточно к тому, чтобы устрашить их, хотя и благодетельно для них будет, что потерпишь ты это.
Пс.51:9. Се человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего.
Ибо предатель восхотел лучше взять деньги, нежели иметь помощником Иисуса.
И возможе суетою своею,
то есть, укрепился в том, чтобы наполнить суетное сердце свое, и не перестал нечествовать, раскаявшись в этом. Хорошо назвал суетою богатство и могущество, что показал и самый опыт; потому что не принесли они пользы ни Доику, ни ассириянам, когда последние были поражены пришествием единого Ангела и лежали не погребенными.
Пс.51:10. Аз же яко маслина плодовита.
Ибо неувядаема слава верующих во Христа. «Плод же духовный есть любы, радость, мир» и проч. (Гал. 5, 22). Сей-то плод имея в себе, сказал Святый: «аз же яко маслина плодовита». Уподобляет себя плодовитой маслине, потому что за милостынею, которая преобладала в нем, естественно следовали и прочие добродетели. Так, называем Иова мужественным, Иосифа целомудренным и прочих иными именами по добродетели в них преобладающей.
Уповах на милость Божию во век.
Милостью Божией божественные Писания именуют Господа, потому что чрез Него явлена нам милость; и Он в Себе «возглавил» и воссоздал «всяческая» (Еф. 1, 10).
Пс.51:11. И терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими.
На имя Твое, говорит, буду уповать и возвещу это пред всеми святыми Твоими. Это будет для меня и полезным и добрым делом.