44
Пс.44:1. В конец, о изменяемых сыном Кореовым в разум, песнь о Возлюбленнем.
Предложенную песнь Давид посвящает Возлюбленному, т. е. Христу, пришедшему в последние дни и совершившему изменение, т. е. переход от идолослужения к богочестию. Воспоминает же и о сынах Кореовых, в лице их указуя на Апостолов. И все это необходимо нам разуметь, почему и в надписании сказано: «в разум».
Пс.44:2. Отрыгну сердце Мое Слово благо.
Это говорит Отец о Сыне. Ибо рождается Бог от Бога.
Глаголю Аз дела Моя Цареви.
Как, будучи Царем, потому что Бог, сказуется вступающим на царство по воплощению Своему, так, что знает, как Бог по естеству, о том по человечеству домостроительно сказуется опять, что слышит сие.
Язык Мой трость книжника скорописца.
Слово, которое изрек Он, именует и языком Своим. Тростью же книжника скорописца наименован, потому что, если изрекает что-либо, немедленно это совершается, как например: «хощу́, очистися, – и абие очистися» (Мф. 8, 3); и: «юноше, тебе глаголю, востани», – и юноша немедленно воскресает (Лк. 7 14); а также и следующее: «слово сокращено сотворит Господь во всей вселенней» (Ис. 10, 23).
Пс.44:3. Красен добротою паче сынов человеческих.
Сравнение благого Духа можно видеть в сказанном у Иоанна, «яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть» (Ин. 1, 17). Прекрасна и трость Моисеева, которою написан пестун наш Закон, но не такова, чтобы написать ей имена наши на небесах.
Излияся благодать во устнах Твоих.
Сладковещателен Господь наш, когда говорит: «Аз, приидох, да живот и́мут, и лишше и́мут» (Ин. 10, 10), и: «Аз есмь хлеб сшедый с небесе» (Ин. 6, 41), «и даяй живот миру» (Ин. 6, 33).
Пс.44:4. Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне.
На ратоборство за нас восставляет Единородного. Потом, поскольку дал Ему воинственный вид, сказав о мече, упоминает и о бедре. Как Бог, не совне носит Он меч. Он силен, т. е. Господь сил, и это принадлежит Ему по естеству. Он и красен для познавших пришествие Его и способных постигать премирную красоту. Носит же меч на бедре в угрожение неверующим и полчищам сопротивных. О неверующих говорит псалом: «аще не обратитеся, оружие свое очистит» (Пс.7, 13).
Пс.44:5. Красотою Твоею и добротою Твоею.
Красота и доброта ополчившегося есть Божество Его и превосходство над всеми.
И наляцы, и успевай, и царствуй.
Наляцы, говорит, лук Твой, успевай в оправданных Тобою, над которыми царствуешь, освободив их от мучителя. Показывает же, что победа сия духовна. Ибо, упомянув об оружиях, упоминает и о кротости, а кроткому свойственно прощать обидевшим сделанное против него самого.
И наставит Тя дивно десница Твоя.
Поскольку упомянул о мече, то, как и следовало, упоминает и о деснице. Десница же Его – правые советы, водясь которыми не допустил до себя приражений греха.
Пс.44:6. Стрелы Твоя изощрены, Сильне.
«Стрелами» называет святых Апостолов, которые в самое сердце наносили решительные раны врагам Царя царствующих. Эти-то стрелы, в сердце поражавшие мысленных врагов, возмогли поднебесную повергнуть к ногам Христовым и подклонить под иго царства Христова. В переносном же смысле (εν υπερβατω) стихи эти означают следующее: стрелы Твои изощрены, Сильне, в сердцах врагов царя.
Пс.44:7. Престол Твой, Боже, в век века.
Призванные Апостолами, исповедуя Божество Единородного, говорят:
престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего.
Правость в божественном Писании означает правду. Посему говорит, что принадлежащие к царству Христову должны учиться ходить путем правды.
Пс.44:8. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие.
Поскольку естество человеческое, претерпев изменение, оставило правду и возлюбило беззаконие, то Единородный соделался человеком, чтобы, в Себе самом исправив сие, внушить естеству человеческому – любить правду и ненавидеть беззаконие. Это и было причиною вочеловечения. Посему говорит: «сего ради помаза Тя, Боже». Чего же именно ради? – чтобы возрадовались соделавшиеся Твоими причастниками, как помилованные за то, что научились у Тебя любить правду и ненавидеть беззаконие.
Сего ради помаза тя, Боже, Бог Твой.
Посему, говорит, намастил тебя, Боже, Бог Твой, – ибо «помаза» (εχρισεν) означает: «намастил» (ηλιψεν). Соприкасается же толкование этого места с вышеприведенным: «возлюбил еси правду».
Пс.44:9. Сми́рна и ста́кти и каси́я от риз Твоих.
Под «ризами» Единородного можно разуметь силы, велелепие, славу, по сказанному: «Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася» (Пс. 92, 1). Сии-то слава, сие-то велелепие Его соделались для нас благоуханными, как бы в замен всякого благовония, по сказанному в другом месте: «миро излиянное имя Твое», и: "в воню мира Твоего теку» (Песн. 1, 2–3). Стакти есть самый тонкий вид смирны. Ибо, если истереть это благовонное вещество, то вся влага из него отделяется в стакти, а остающаяся густота называется смирною. Касия же есть самая тонкая и благовонная кора, облекающая собою древесные отпрыски.
От тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя.
Тяжести (громады) суть дорогостоящие и великолепные дома или храмы. Слоновыми же называет их, потому что они как бы выточены и весьма красивы.
Пс.44:10. [Дщeри царeй в чeсти твоeй.]
«Царями» именует святых Апостолов, которые соцарствуют со Христом, а «дщерями царей» – души, возрожденные ими для боговедения, которые сердца свои в честь Богу соделывают веселящими Его преукрашенными храмами. Посему, Псалмопевец как бы так говорит: увеселяйся, Владыко, слоновыми громадами, какие в честь Тебя уготовали дщери царей.
Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных.
Царица есть Церковь, как уневещенная великому Царю, а стояние одесную означает честь, какой . сподобится в будущем веке, и разноцветные ризы ее – вера, надежда, любовь. Но у нее есть и другая светлейшая риза – сам Христос. Ибо сказано: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).
Пс.44:11. Слыши, дщи, и виждь.
Опять и это слово обращено к Церкви.
И забуди люди твоя, и дом отца твоего.
Ибо никто не может приступить чистым к вере Христовой, если не предаст совершенному забвению прежних злых дел. Люди Церкви – бывшие некогда идолослужители, дом же отца ее – мудрецы века, в которых, как в домах, обитает сатана.
Пс.44:13. И дщи Тирова с да́ры.
Призванием одного народа (разумею тирян) означает призвание всех язычников. Тирян же поименовал потому, что они наипаче были врагами благочестивого жития.
Лицу Твоему помолятся богатии людстии.
Говорит это, благовествуя самим царям и сильным: покланяйся Церкви, или Господу ее.
Пс.44:14. Вся слава дщере царевы внутрь: рясны златыми.
Словом «внутрь» означает благочестие, ибо украшение Церкви есть духовное. «Ряснами» же именует многие виды добродетелей.
Пс.44:15. Приведутся царю девы в след ея.
Это подобно сказанному: «восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе» (1Сол. 4, 17). Именем же девы означает опять Церковь. «Обручих бо вас... деву чисту представити Богу» (2Кор. 11, 2).
Искренния ея приведутся Тебе,
потому что к девству близко воздержание, а посему и все те души, которые воздерживаются от лукавых дел, также будут приведены, и когда поведут их, обретут вечное веселие и радование.
Пс.44:16. Введутся в храм царев,
т. е. небесный.
Пс.44:17. Вместо отец твоих Быша[v] сынове твои.
Поскольку сказал ей: «забуди... отца твоего», то говорит: вместо прежних отцев твоих, т. е. вместо учителей, будут у тебя сыны. «Сынами» же называет или святых Апостолов, по сказанному Господом: «сынове ваши о ком изгонят?» (Лк. 11, 19) или тех вождей церковных, которые были сынами Церкви, но которых Господь Иисус поставил князьями всей земли, по сказанному: «шедше... научите вся языки» (Мф. 28, 19).
Поставиши я князи по всей земли.
Пс.44:18. Помянут имя Твое во всяком роде и роде,
именно же, посредством божественных Писаний, потому что в Священных Писаниях воспоминается Божие имя.
Сего ради людие исповедятся Тебе в век,
посредством проповеди. Речь же эта обращена ко Христу; потому что проповедники Писания напоминают чудеса Божии, какие творил Господь от родов древних, и учат роды грядущие.