Источник

138

В конец Давиду, псалом Захариин, в рассеянии.

Псалом сей, хотя относится к лицу Захарии, когда сыны Израилевы, а с ними и сам пророк, были еще в плену; но изображает Божию и о нас попечительность, и описывает, как Бог промышляет не только о целой вселенной, но и о каждой части ее, так что не оставлены без Его Промысла и движения и помышления наши. Псалмопевец удивляется глубине домостроительства, явственно указует на призвание язычников и на сопротивление Спасителю Христу, оказанное народом израильским. А по причине всего этого псалом и надписан: в «конец Давиду». Замечали же мы неоднократно, что так надписываемые псалмы относятся ко времени пришествия Господня.

Пс.138:1. Господи, искусил мя еси, и познал мя еси.

В полном уповании, что имеет твердую веру во Христа, и что не принимал никакого участия в беззаконии нечестивого народа, призывает в свидетели самого Зиждителя сердец.

Пс.138:2. Ты разумел еси помышления моя издалеча

Если и движение помышлений известно Богу, то тем паче имеет Он ведение о том, как проходим жизнь.

Пс.138:3. Стезю́ мою́ и у́же мое Ты еси изследовал.

«У́же» имеет здесь значение определенной меры пути. Пророк же разумеет, что Богу известно всякое движение помысла: ибо словом «пути» означает движения.

Пс.138:4. Яко несть льсти в языце моем.

И это составляет важнейшую из заслуг Давида, что не употребляет языка во зло, ни во лжи, ни в ложной клятве, ни в обмане и лести, ни на всяком ином подобном сему пути.

Се, Господи, Ты познал еси

Пс.138:5. вся последняя и древняя.

Умалчивает о том, что между древним и последним; потому что средину сего наполняет злоба, которой не было в начале, не будет также и при конце.

Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою.

Ты, говорит, и создал меня, и поддерживаешь созданного. Ибо возложение руки Божией означает преподанный нам дар Духа, как и Апостолы возложением рук преподавали Духа Святого.

Пс.138:6. Удивися разум Твой от Мене: утвердися, не возмогу к нему.

Это значит: весьма много и других благодеяний оказано ему Богом, и он не в состоянии познать их. Ведение о сем, говорит он, превосходит силы мои и выше моего понятия; а потому, не могу сего исследовать и выразить словом. Ибо все, что сказал я, и мало и скудно; постигнуть Божескую силу недоступно моей малости.

Пс.138:8. Аще взыду на небо, Ты тамо еси.

Это подобно сказанному: «небо престол Мой» (Ис. 66, 1).

Аще сниду во ад, тамо еси.

Пророчествует о будущем сошествии Господа во ад.

Пс.138:9. Аще возму криле́ мои рано, и вселюся в последних мо́ря,

то есть, если возьму неутомленные еще (ибо это означает словом «рано»), не ослабленные летанием и полные силы крылья птиц. Смысл же речи таков: Ты все объемлешь, Господи, все предварительно знаешь, повсюду присущ, и все наполняешь как Бог. Что же будет со мною, если прилучится впасть мне в какой-либо грех и настанет нужда спасаться бегством, когда все объято Тобою, Господи?

Пс.138:11. И рех: еда́ тма поперет мя?

Сказано «поперет» вместо: покроет и утаит от очей Твоих. Но и эта тьма для ведения Твоего есть как бы самый свет.

Пс.138:12. Яко тма ея, тако и свет ея.

Как для меня темна ночь, так для Тебя светла. Говорит же об утробах (Пс.138:13), что они порождают страх. Всегда боялся я Тебя, говорит пророк, потому что всегда имел пред очами суд Твой.

Пс.138:13. Восприял мя еси из чрева матере моея.

Не без причины стяжал я страх Твой, потому что, когда был я еще во чреве, охраняло меня промышление Твое.

Пс.138:14. Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси.

После изреченного пред сим слова о Боге благовременно произносить исповедание.

Чу́дна дела́ Твоя, и душа моя знает зело.

Эта сила для меня неизреченна, но она открыта Тебе Богу.

Пс.138:15. Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне.

Не скрылось от Тебя поползновение жены, которую тайно сотворил Ты из кости моей, погрузив меня в глубокий сон; напротив того, тайное наше ведомо в тайне Создавшему жену.

И состав мой в преисподних земли́.

И если разрушусь и обращусь в персть, то и это также ведомо Тебе.

Пс.138:16. Не соделанное мое видесте очи Твои.

Прежде, нежели получил я образ мой, очи предведения Твоего зрели и провидели меня, не просто, но как уже внесенного, зачисленного и вписанного в книгу Твою.

Дни созиждутся, и никтоже в них.

Во все дни жизни своей вели себя чинно и благоустроенно, не было у них ни одного дня беспорядочного или неустроенного.

Пс.138:17. Мне же зело честни Быша[v] дру́зи Твои, Боже.

Это подобно сказанному: «приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет» (Мф. 10, 41).

Пс.138:18. Изочту их, и паче песка умножатся.

Чествуя друзей Твоих, благонадежен я, что и в воскресение с ними стану, и ради их приобрету себе честь и у Тебя. Тогда, конечно, и грешники будут избиены, то есть, воспримут заслуженные ими наказания.

Пс.138:19. Аще избие́ши грешники Боже.

Зная, какие постигнут их наказания, как бы отлучает их от себя.

Му́жие кровей, уклони́теся от Мене,

Пс.138:20. яко ревниви есте́ в помышлениих.

Называет причину, по которой изгоняет от себя грешников, и говорит: изгоняются они, потому что прекословят и противоборствуют Богу, напрасно превозносясь и надмеваясь человеческою жизнью.

Пс.138:21. Не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех?

Любил и принимал я друзей Твоих; врагов же Твоих совершенно возненавидел. А враги Божии, во-первых и в собственном смысле, нечистые демоны; во-вторых, после демонов – защитники идолослужения и ересеначальники.


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle