109
Псалом Давиду.
В настоящем псалме Давид изображает рождение Господа по плоти, евангельское Его слово, возгосподствовавшее над всеми народами, и восшествие Его на небеса, с которого и начинает псалом, говоря:
Пс.109:1. Рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.
Какие же это враги, объясняет Апостол, взывая: «егда испразднит... начала и власти», и миродержителей, «последний враг испразднится смерть» (1Кор. 15, 24, 26).
Пс.109:2. Жезл силы послет Ти Господь от Сиона», разумеет посланное евангельское слово, которое и стало господствовать над всеми врагами.
Пс.109:3. С Тобою начало в день силы Твоея.
Этим означает или время суда, когда с Божеским могуществом всех будет судить, пришедши с святыми Ангелами Своими, или время рождения Его, которое и называется днем силы. «С Тобою» будет «начало», потому что обладает целою вселенною, хотя и соделался человеком.
В светлостех святых Твоих.
Слова «в светлостех святых Твоих» означают не иное что, как те лики святых Ангелов, которые в ночь, когда родился Христос, взывали: «слава в вышних Богу, и на земли мир» (Лк. 2, 14).
Из чрева прежде денницы родих Тя.
Смотри, как усвояет Себе Отец рождение Единородного по плоти12. Отец говорит Сыну: прежде бытия сего видимого мира и лучезарного света родил Я Тебя. Говорит же не потому, что Бог имеет чрево, но потому что рождением из чрева дается истинное, а не мнимое, право первородства.
Пс.109:4. Клятся Господь, и не раскается.
Клятва Божия есть слово Божие, удостоверяющее слушающих и каждому внушающее веру, что непременно исполнится обетованное и изглаголанное Богом. Ибо не как человек клянется Бог, но слово Его служит нам вместо клятвы, удостоверяя в истине, что оно также будет непреложно, как и обетование, данное с клятвою.
Ты иерей во век по чину Мелхиседекову,
потому что Мелхиседек не елеем, как Аарон, помазан на священство, и не кровавые приносил жертвы, и был первосвященником язычников, и Авраама благословил хлебом и вином.
Пс.109:5. Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари.
Днем гнева называет время суда, когда сокрушит царствовавших древле по обольщению демонов, и заключит их в бездну.
Пс.109:6. Судит во языцех, исполнит падения,
т. е. во время суда, наказывая нечистых духов, покажет, что язычники исполнены падений, подверглись мучению в преисподних земли.
Сокрушит главы́ на земли многих.
Это подобно сказанному Им у Исаии: «и сведох кровь их в землю» (Ис. 63, 3).
Пс.109:7. От потока на пути пиет.
«Потоком» Писание называет искушение, а «путем» означает хождение Его на земле, во время которого Сей, потоком снисшедший, претерпел страдание.
Сего ради вознесет главу.
Что значит: «сего ради»? Не то ли, что Он пострадал плотию? Подобно же это сказанному: «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти» (Флп. 2, 8).
* * *
Трудно объяснить, почему здесь добавлено выражение «по плоти» (κατα σαρκα). Речь, очевидно, идет о предвечном рождении Сына от Отца, а не о плотском Его рождении от Девы Марии. В этом именно смысле объясняется приведенный текст у св. Афанасия в IV слове на аpиан (пп. 27–28.)