Источник

108

В конец, псалом Давиду.

Настоящий псалом изображает страдания Христовы и будущие наказания Иуде и народу иудейскому. Должно же знать, что все, сказанное во псалме в виде желания, говорится пророчественно, например когда сказано: «диавол да станет, одесную его» (Пс.108:6), употреблено это вместо: «станет». Ибо Псалмопевец не желает, чтобы совершилось это, а только предсказывает, что будет это, по причине злобы его. То же должно разуметь и о других подобных выражениях, каковы следующие: пусть и у них будут клеветники, и не отступят от них. А если будут судиться, да будут ими осуждены (Пс.108:7). Даже, если призовут Тебя во время нужды, да вменится им это в грех по воспоминанию того, в чем они согрешили. «Сократи дни их» (Пс.108:8), чтобы при жизни своей видели они, как другой восхитит достоинство, которого они не искупили должным образом. Потом истреби и их самих, так, чтобы несчастье перешло и на их потомство, чтоб сыны их сиротели, жена оставалась вдовою (Пс.108:9), чтобы «сыны», влекомые и подвергаемые насилиям, несли наказание за отцовские преступления (Пс.108:10–14).

Пс.108:1. Боже, хвалы моея не премолчи.

Во всех церквах Христовых, возникающих и воссиявающих повсюду, Бог восхваляет Сына. Поэтому, говорит Христос Отцу: хотя предавший Меня Иуда думает воспрепятствовать хвале Моей, но восхвали Меня Ты, свидетельствуя о Божестве Моем, Которому не веровал Иуда, почему и предал Меня.

Пс.108:2. Яко уста грешнича и уста льстивого на Мя отверзошася.

«Уста грешнича», т. е. уста диавола, потому что он поистине грешник.

«Уста льстивого», т. е. Иуды, потому что оба говорили против Христа.

Пс.108:4. Вместо еже любити Мя оболгаху Мя.

Пс.108:5. и положиша на Мя злая за благая.

Есть слова любви, есть слова ненависти, и слова не выражающие ни того, ни другого, Иуда льстил, как Учителю, и, по-видимому, домогался обманом предать Учителя.

Пс.108:6. Постави на него грешника.

Грешник есть сам сатана, изобретатель греха. Сказано «постави» вместо «будет поставлен». На кого же «на него», как не на предателя Иуду?

И диавол да станет одесную Его.

И у Захарии сказано: «и показа ми Господь Иисуса иерея великаго, стояща пред лицем Ангела Господня, и диавол стояше одесную Его, еже противитися Ему» (Зах. 3,1). Не противится же диавол Иуде.

Пс.108:7. Внегда судитися ему, да изыдет осужден,

т. е. на будущем суде не будет иметь ни одного слова в оправдание.

И молитва его да будет в грех.

Для иных и самая молитва бывает в грех. Таковы язычники, которые молятся идолам, или твари; таковы и иудеи, которые приносят молитву Богу не чрез Иисуса Христа, и еретики, которые молятся несущему Богу. А также и тем, которые молятся с гневом, с помыслами о житейском или с двоедушием, молитва бывает в грех.

Пс.108:8. Да будут дние его мали.

Ибо вскоре по предательстве, предав себя удавлению, исчез и более не являлся.

И епископство его да приимет ин.

Сказано это о Матфие, ибо он причтен в правде к жребию Апостолов.

Пс.108:9. Да будут сынове его сири.

«Сынове» – помыслы его, потому что стали они сирыми, лишась благодати Христовой. А «жена» – душа его, потому что и она стала вдовствовать, в беззаконии отпадши от Христа.

Пс.108:10. Движущеся да преселятся сынове его и вопросят.

Помыслы его, которые мы назвали сынами, от Христа преселившись в сребролюбие, стали простирать руки к серебру, как нуждающиеся и просящие подаяния.

Пс.108:14. Да воспомянется грех отец его пред Господем,

т. е. грех самого народа, ибо к предателю присовокупляет и беззаконный народ. «Беззаконием же отец» называет убиение пророков, по сказанному Господом: «всякая кровь праведна, проливаемая» от Авеля до Захарии пророка, «взыщется от рода сего» (Мф. 23, 35; Лк. 11, 51).

И грех матере его да не очистится.

Под матерью сего злочестивого народа разумей оную лукавую синагогу, многократно преогорчавшую Бога.

Пс.108:15. Да будет пред Господем выну, и да потребится от земли память их.

Бог всегда видит все их дерзости, и не признает достойными какой-либо пощады и его и всех неуверовавших. И Псалмопевец, разумея не одного Иуду, сказал во множественном числе: «память их». Иначе, можем разуметь и отцов Иуды, родивших его в предательство, а это будут подстрекнувшие его к тому сребренниками, и первый вложивший в сердце его мысль о предательстве сатана, а также князи, имеющие премудрость века сего, о которых говорит Павел: «аще бо Быша разумели, не Быша Господа славы распяли» (1Кор. 2, 8).

И да потребится от земли память его.

Разумеет память самого Иуды, или иначе – тех князей, восставших на Христа, потому что не осталось от них семени в память их.

Пс.108:16. Занеже не помяну сотворити милость.

Не захотел, говорит, принять милость, какую Отец даровал всем людям, а не им одним, погибшим овцам израилевым. Ибо «сотворити» сказано вместо «прият».

И погна человека нища и убога.

Разумеет самого Господа, Который «обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся» (2Кор. 8, 9).

И умилена сердцем умертвити,

т. е. скорбящего. Ибо скорбел, видя их погибель. Итак Его, скорбящего о них, домогался умертвить.

Пс.108:17. И возлюби клятву.

Пс.108:18. и облечеся в клятву яко в ризу.

Поскольку, перестав благословлять Меня, каждый день проклинают (а так и доныне поступают иудеи); то исполнится на них все предсказанное.

И вниде яко вода во утробу его.

Погрязли в бедствиях не отвне только окружающих, но и внутренних.

И яко елей в кости его.

Потому что елей долго сохраняет свою влажность. Псалмопевец разумеет стремительность бедствий, и водою изображает чрезмерность их, а елеем – продолжительность. Этими-то бедствиями, говорит, как ризою покроется, и как поясом опояшется (Пс.108:19).

Пс.108:20. Это дело оболгающих... и глаголющих лукавая на душу Мою.

Эти-то плоды соберут возненавидевшие Меня и услуживший им предатель. Поскольку называли Его противником Богу и нарушителем Закона, то справедливо сказал: «оболгающих Мя у Господа».

Пс.108:21. И Ты Господи, Господи, сотвори со Мною имене ради Твоего.

Это Владыка Христос сказал по человечеству, потому что исполнил все человеческое, кроме греха, и родился по закону природы именно от жены, что свойственно человеческой природе, но от девы, что выше природы, принял пелены, обрезание и питание млеком, приносил жертвы, постился, алкал, жаждал, утомлялся. Так, в святых Евангелиях всегда изображается и молящимся. И здесь по человечеству призывает Божественную помощь.

Пс.108:22. Избави Мя, яко нищ и убог есмь Аз.

И в священных Евангелиях находим, что это действительно было Им сказано. Ибо, исходя на страдание, сказал Он: «ныне душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего. Но11 сего ради приидох на час сей» (Ин. 12, 27).

Пс.108:23. Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся.

Подобно уклонившейся тени, приял Я конец жизни, проводил же жизнь подобно носимой ветром саранче, не имея у Себя ни города, ни веси, ни дома, но переходя с места на место, бегая в горы, а иногда и в пустыню.

Пс.108:25. Видеша Мя и покиваша главами своими.

Разумеет, как, видя Его на кресте, кивали главами и говорили: «разоряяй церковь, спасися Сам» (Мф. 27, 40).

Пс.108:27. И да разумеют, яко рука Твоя сия.

«Руками» называет здесь дела, какие совершил, воскресив Себя из мертвых.

Пс.108:28. Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на Мя да постыдятся.

Ибо все постыждены, потому что нет у них ни священника, ни жертвы, ни священства, ни слова судного, по слову пророка (Ос. 3, 4).

Раб же Твой возвеселится.

И это не заставляет нас принимать изречение это в ином предположении, потому что Павел говорит: «Себе ума́лил, зрак раба приим» (Флп. 2, 7), и Исаия: «тако глаголет Господь, создавый Мя от чрева раба Себе» (Ис. 49, 5). И Сам Он говорит в Евангелии: «Сын человеческий не прииде, да послу́жат Ему, но послужи́ти» (Мф. 20, 28).

Пс.108:29. Да облекутся оболгающии Мя в срамоту.

Какого позора не несут на себе иудеи? Видят, что святилище их уничтожено в самом основании, а гробу Поруганного и Распятого ими все покланяются, и повсюду умножаются и славны церкви Его.

Пс.108:30. Исповемся Господеви зело усты Моими.

Исповедание выражает благодарность, какую приносит Сын устами народов.

И посреде многих восхвалю Его.

Ибо устами Церкви восхваляет Отца.

* * *

11

В тексте св. Афанасия вместо «но» (αλλα) читается «Отче» (αββα).


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle