священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение в неделю пред Просвещением

Мы ожидаем, братие христиане, святого праздника Крещения Господня. И старый, и малый знают, что это великий Господень праздник. А потому и мы должны приготовляться к нему достойным образом, И вот св. Церковь, приготовляя нас к сему празднику, в нынешнем Евангелии вспоминает о великом пророке, Предтече Господнем, Крестителе Иоанне, повествует о его святой жизни и его святых делах (Марк. 1:1–6).

В Евангелии же говорится, что св. Иоанн Предтеча вел строгую, воздержную жизнь. Он жил не в шумном городе, не в богатых и знатных дворцах, – он проводил жизнь свою в пустыне, и жил там как земной ангел и небесный человек. Одевался он не в дорогие и нарядные одежды, а напротив – носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс на чреслах. Пища его была также самая простая и суровая: он питался акридами и диким медом.

Не трудно теперь понять нам для чего св. церковь в нынешнем Евангелии, т. е. пред праздником Крещения Господня воспоминает о св. Иоанне Предтече. – Для того, чтобы научить нас воздержанной и богоугодной жизни, и чтобы мы праздник Господень встретили с добрыми делами.

Но как проводим мы сии дни? Как приготовляемся к великому празднику? Вместо того, чтобы удаляться от грехов и суеты мирской, мы, напротив, пред св. праздниками и в самые праздники часто спешим на шумные собрания и гулянья, где можно слышать худые речи, пустословие и сквернословие, где можно видеть соблазны и худые дела. Вместо того, чтобы к св. празднику украсить душу свою добрыми делами, многие из нас заботятся о том, как бы к празднику покраше нарядиться, да чтобы и люди посмотрели на них, а душу свою оставляют раздетою и неукрашенною. О воздержании в пище и питии едва ли мы и думаем: одни едят до пресыщения, оставляя только душу свою голодною, без молитвы и добрых дел; другие упиваются вином, иногда до потери толка и разума.

Не так, говорю, должны мы встречать и проводить св. праздники, не.так должны мы готовиться и к празднику Крещения Господня. Св. Церковь требует от нас воздержания, а пред самым праздником Крещения она установила даже строгий пост. А воздержание, слушатели, есть дело важное и угодное Богу. Выслушайте, как дорожили воздержанием строгие подвижники. Однажды препод. Макарию Александрийскому некто прислал свежих хороших ягод, и Макарий хотел было есть их. Но, чтобы победить это хотение воздержанием, он послал их к другому немощному брату, который желал таких ягод. Брат принял их с радостью, но, желая сохранить свое воздержание, послал их к другому немощному брату, таковой пищи желающему. Но и этот, приняв ягоды, сделал тоже, хотя и сам чувствовал себя весьма голодным. И таким образом ягоды те, будучи отсылаемы от одного к другому, обошли многих братий и опять пришли в руки препод. Макария; от последнего уже брата, как великий дар, принесены были целы, ибо никто не хотел вкушать их. Расследовав дело и узнав, что ягоды те обошли всю братию, препод. Макарий удивился и, Бога благодарив о таком воздержании всех братий, он и сам ничего не вкусил от тех ягод (Чет.-Мин. 19 января). А мы, говорю, и ради св. праздника не хочем воздержаться от своих грешных прихотей, и св. праздника не хочем почтить воздержанием и добрыми делами. Научимся же у св. Иоанна Предтечи и св. подвижников тому богоугодному воздержанию, которого требует теперь от нас св. Церковь.

Но обратимся опять к св. Иоанну Предтече. Посланный от Бога приготовить людей к принятию Спасителя мира, он явился в пустыне Иудейской на Иордане, и начал всем проноведовать: покайтеся, ибо приблизилось царствие небесное (Матф. 3:2). И приходили к нему Иерусалимляне и вся Иудейская страна, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя пред ним грехи свои. – Мы, слушатели, все просвещены св. крещением, и царство небесное для нас приготовлено. Но сколь необходимо и для нас покаяние! Во грехах мы рождаемся, во грехах и живем, грешим всякий день и даже всякий час. А чего не делает нам грех? От него происходят для нас беды и несчастья; он удаляет нас от Бога и царствия Христова. Но покаяние обновляет и просвещает нас, приближает нас к Богу и Его царствию. И после сего, какие мы будем христиане, если будем только грешить, но не будем каяться в своих грехах? И что из того, скажем еще, если мы будем встречать и проводить св. праздники с нераскаянными душами? Праздник свят, а мы нечисты; у Бога царствие, а мы идем во тьму кромешную, у Бога все радости, а мы сами готовим себе вечные слезы. У того только и праздник истинный, у кого душа чиста от грехов; а кто грешит и не кается, у того праздника нет, ибо он сам удаляет себя от Бога и Его царствия.

Братие христиане! Всякий день и всякий час необходимо нам покаяние. И всякий день, и всякий час ждет нашего покаяния Сам Господь. Св. Ефрем Сирин говорит: «Зело радуется Господь наш о кающихся, и приемлет в сладость исповедание наше, и ждет обращения нашего» (Цвет. из сад. Ефр. Сир. 1877 г. Пис. 29). И Сам Господь сказал чрез пророка Своего: не хощу смерти грешника, на еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему (Иезек. 33:10).

Будем же всегда каяться с сокрушением и смиренным сердцем. Истинное, чистосердечное покаяние есть для нас второе крещение: оно очищает нас от грехов и приобретает нам любовь Отца Небесного. И если мы будем так всегда каяться, то св. праздники будут приносить радость нашим душам, и Господь, ради святых праздников, будет посылать нам Свою благодать и благословение. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle