«Оставил ли А. свою дымную привычку? А если даже скрытно будет следовать ей, не хорошо будет. Желаю, чтобы он одержал победу над негодной травою и дымом». Так писал в Бозе почивший Московский Святитель, митрополит Филарет, об одном из подчиненных своих, который имел дурную привычку курить табак.
По свидетельству ученых, оказывается, что в тех местах, где много курят и много курильщиков, там больше душевнобольных, т.е. тронувшихся умом, и даже больше преступлений.
Что бы кто ни говорил, в защиту этой ядовитой травы, православный христианин не может оправдать ее употребление. Это — суетная прихоть, выдуманная помимо природы, это — страсть, которая порабощает человека. Ее не знали наши предки благочестивые, она занесена к нам из чужих стран и грехом ее считают все православные люди.
Странно ли, что люди сами изобрели такого рода голод, которого природа не знала, и нового рода пищу, о которой природа не думала. Привыкли и стали рабами самой неестественной прихоти и этим умножили число своих нужд?
Ты выдумал себе идола, нажил привычку дурную, противную даже греховной природе твоей: ты служишь этому идолу, не жалея ни времени, ни средств, ни здоровья. Сочти, сколько каждый день употребишь ты минут, или, что я говорю — минут? Сколько часов уходит у тебя на это лакомство прахом и дымом худородного зелья!.. А ведь за каждый час, за каждую минуту, праздно проведенную, мы должны будем Богу ответ отдать! Исчисли: сколько в год потратишь ты средств на это зелье негодное?
А ведь все, что имеем, не наше, а Божие достояние, мы только приставники Божии у благ земных и в каждой копейке мы должны Богу — Небесному Домовладыке отчет отдать! А ведь на эти гроши — копейки, которые идут у тебя на прихоть твою, сколько бы можно добра сделать! Если бы эти деньги, что теперь у тебя дымом и прахом уходят, полностью отдавал ты на дела богоугодные, на помощь убогим братиям, то сколько бы слез осушил ты, сколько бы благословений заслужил от них! Сколько бы молитв возносилось за тебя ко Господу Богу, как фимиам кадильный, взамен этого смрадного дыма, который курится из уст твоих, заражая воздух и оскорбляя тех, кто не хочет подражать твоей прихоти!..
А здоровье, — разве это не великий дар Божий? Разве не грех отравлять себя ядом, сокращать свою жизнь, — разве не грех лишать себя свежести и бодрости духа, связывать себя привычкой, прихотью, вовсе природе твоей не свойственной?
Нет, не обманывай себя, усердный куритель травы негодной, ты сугубо ответишь пред Господом Богом за твою дымную привычку. Ответишь и за то, что выдумал себе этого идола, вопреки природе твоей и насилуешь эту природу. Ответишь и за то, что не жалеешь себя самого и тратишь время и средства, Богом тебе данные, на это суетное и вредное удовольствие!
Больно подумать, что среди православных христиан есть такие несчастные рабы этой прихоти, которые не могут воздержаться от курения даже до обедни. Курят, а потом идут в церковь, стоят при совершении Божественной литургии, целуют Крест святой, святые иконы, прикладываются к святым мощам угодников Божиих...
Употребление алкоголя и курение табака, с сопровождающими их страстями разврата и похоти, унижает сынов Божиих до уровня животных.
Вы любители травы негодной, бросьте свою дымную привычку! Знаю, что это вам не легко, но не надейтесь на себя: призовите Бога в помощь и для Бога разом, непременно сразу — отсеките это зло! Трудно будет, но не долго: неделя, две, много месяц, и сами почувствуете, что силы ваши обновляются, грудь дышит свободнее, духом вы становитесь бодрее... Бог вам на помощь, братья мои! Без борьбы христианин — не воин, а мы все должны воевать со своими страстями во имя Христово. Царствие Божие не даром достается, а с нуждою восприемлется.