О поклонах при Богослужении

О поклонах при всяком богослужении1

Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:

  • при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;
  • на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся...»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;
  • исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;
  • на «Отче наш...» (в начале) — поклон;
  • в конце «Достойно есть...» (или Задостойника) – поклон;
  • при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;
  • на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;
  • на каждом иерейском возгласе — по поклону.

О поклонах во время всенощного бдения

В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);

  • в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» – 3 крестных знамения (без поклонов!);
  • во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) – по земному поклону;
  • на «Слава Тебе Господи...» перед чтением Евангелия и после чтения – по поклону;
  • перед целованием святого Евангелия или святой иконы – 2 поклона;
  • после целования – 1 поклон;
  • на каноне, при всех припевах всех девяти песен – по поклону;
  • на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» – по поклону;
  • на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;
  • после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.

О поклонах во время Божественной Литургии

За всеми ектениями на всех прошениях — по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;

  • на всех иерейских возгласах — по поклону;
  • после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;
  • на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона;
  • на «Господи, спаси благочестивыя» – поклон;
  • на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;
  • на Трисвятом – 3 поклона;
  • на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него – по поклону;
  • при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;
  • по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» – 3 поклона;
  • в начале Символа веры – крестное знамение без поклона;
  • в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых...» – поклон;
  • на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;
  • на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися...» – земной поклон;
  • при Господних словах: «Приимите, ядите...» и «Пийте от нея вси...» — по глубокому поясному поклону;
  • по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) – земной поклон;
  • после «Достойно есть» или Задостойника – поклон;
  • на «Отче наш», в начале — земной поклон;
  • на «Отче наш» в конце (при словах «...избави нас от лукаваго») — поклон;
  • на возгласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;
  • при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» — земной поклон;
  • после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую...», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся – поясной;
  • при втором явлении Святых Даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно...» все непричащавшиеся – земной поклон, а причащавшиеся – поясной;
  • при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.

Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:

При возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, – преклонить голову, без крестного знамения;

  • при отпусте без Креста – преклонить голову, без крестного знамения;
  • при чтении Евангелия – стоять с преклоненной головой;
  • при каждении – отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;
  • при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» – преклонить голову;
  • при отпусте с Крестом – поклон с крестным знамением;
  • при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;
  • при осенении молящихся свечами или рукою – поклон без крестного знамения.

Примечание:

1 Правила о земных поклонах не относятся к воскресным дням. Подробнее: О недопустимости земных поклонов в дни воскресные.

текст приводится по изданию: Патриарший Православный календарь. Наставления святых отцов о молитве. 2008. Автор-составитель Е.Ю. Голов. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 5–9 февраля.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka