О земных поклонах

Источник

Когда воинская часть проходит через деревянный мост, тогда она не может «идти в ногу», ибо при ритмичном шаге марша вся сила давления на мост увеличивается во много раз и может проломить его. Такова сила ритма.

Тот же естественный закон дейсвутет и в духовном мире. Индивидуальная молитва одного человека не может иметь такого действия, какое свойственно правильной общественной молитве. Последняя в едином ритме души многих, приобретает такую силу, которая в состоянии пройти в небеса. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф.18:19).

К сожалению, наша общественная молитва часто представляет собою печальное явление. Многие без всякого согласия друг с другом молятся своею индивидуальною молитвою, совершая земные поклоны, сообразуясь не с церковным Уставом, предписывающим одинаковые действия для всех, а со своим личным религиозным настроением. Каждая духовная овца бредет в свою сторону, не слушая призыва своего Пастыря – к полному духовному слиянию всех молящихся в едином духовном ритме соборной молитвы, чтобы «едиными устами и единым сердцем» обращаться к Богу.

Для достижения внутреннего единства в общественной молитве от каждого из нас требуется: 1) поcлушание внешней дисциплине во время Богослужения, т. е. точное исполнение Церковного Устава, и 2) полное сосредоточение своего внимания на содержании Богослужения, раскрывающегося в словах чтения, пения и священных возглашений, но отнюдь не на своих мыслях.

Конечно, полная сосредоточенность на словах Богослужения – дело не легкое, требующее постоянных усилий и тренировки активного внимания. Первою ступенью в развитии сосредоточенной молитвы и в достижении единого духовного ритма в ней является однообразная внешняя дисциплина в храме, требующая одинакового исполнения всех обрядов, предписываемых Церковным Уставом.

1. Мы должны знать, что Церковный Устав предписывает нам в определенные моменты Богослужения делать земные поклоны, сразу же вставая с колен. Стояние на коленях допускается в редких случаях, о которых верующие часто извещаются специальным возгласом священника: «преклонив колени... помолимся».

2. Правилами Св. Отцев и постановлениями Вселенских Соборов земные поклоны в дни воскресные (начинающиеся с воскресной всенощной в субботу) и в дни Господских праздников запрещаются.

а) Во время воскресной утрени подходящий к Евангелию: «Не до земли творить поклоны, но малые, преклоняя главу, дóндеже рукою достигнет до земли (поясные). В неделю бо (в воскресный день) и Владычний праздник и в Пятидесятницу от Пасхи до Троицына дня колена не преклонять» (Типикон гл.2 Утреня).

б) «В день Господень и во дни Пятидесятницы, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно Св. Собору, да стояще приносить молитвы Богу» (Правило 20-е I Вселенского Собора).

в) «От Богоносных Отец наших канонически предано нам не преклонять колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова» (Правило 90-е VI Вселенского Собора).

г) «День сей (воскресный) есть как бы некоторый образ чаемого (будущего) века... Посему церковные уставы научают нас предпочитать в сии дни прямое положение тела во время молитвы..., как бы переселяя нашу мысль от настоящего в будущее (где уже не будет коленопреклонений). Но, у меня, – скажет кто либо, – есть усердие именно земной поклон сотворить. – Умерь твое усердие, так не кстати и не во время родившееся. Для земных поклонов есть дни будничные. А в праздники их от нас не только не требуют, но и запрещают правила Св. Церкви» (Св. Василий Великий).

В этих правилах не трудно усмотреть – какое значение придавала Церковь земным поклонам в воспитании одинакового религиозного настроения у всех молящихся. И потому всякое излишнее усердие к коленопреклонениям, нарушающее Церковный Устав, не только не принесет никакой духовной пользы нарушителю, но и лишит его самого важного – возможности войти в полную гармонию, в единый ритм с собором молящихся.

Значение земных поклонов в воспитании религиозного чувства прекрасно раскрывается в одном древнем отеческом повествовании:

«Однажды пришел к авве Иоаниу крестьянин и, рассказав ему про свою крайнюю нужду, просил у него в долг номисму (4 рубля). Старец пожалел его и занял для него эту сумму в обители. Прошло два года, но крестянин к старцу больше не являлся. Между тем, блаженный авва узнал, что крестьянин стал вести беспечную жизнь и вовсе перестал заботиться о своей семье. Долго думал старец – как помочь горю? И, наконец, призвав к себе того крестьянина, сказал ему: «Верни же мне долг, брат». – «Видит Бог нечем мне заплатить тебе», – отвечал крестьянин. «А я вот помогу тебе расплатиться», – сказал старец. – «когда только ты будешь свободен, приходи ко мне и клади перед иконой по 30 поклонов, я буду давать тебе за это всякий раз по керате (18 копеек)». И стал крестьянин очень часто приходить в монастырь и вместе со старцем класть земные поклоны. «Зачем ты это делаешь»? – спрашивала братия старца, – «полезны ли крестьянину одни земные поклоны? Ты бы лучше вразумлял его»... На это старец отвечал: «Духовная жизнь в крестьянине угасла, и она не можеть появиться в нем сразу. Плод растения никогда не созревает мгновенно. Каждому плоду предшествует цвет. Цвету предшествует лист, а листу – почка и оживление ветвей. Не знаете ли, что дар истинной молитвы и духовной жизни есть плод. Много нужно потрудиться, пока этот плод созреет. Поклоны же – это как бы первая окопка деревьев. Среди поклонов неизбежно проявятся и начатки молитвенного духа». И старец оказался прав. Он продолжал упражнять крестьянина в поклонах до тех пор, пока последний таким способом не уплатил ему всего своего долга. Но и после этого, крестьянина часто видели у старца. Он уже добровольно приходил молиться с ним, класть земные поклоны. В деньгах крестьянин перестал нуждаться, потому что с той поры он начал трезвую трудолюбивую жизнь» («Луг духовный»).

Оказалось, что земные поклоны – эти простые механические движения, – вскрыли заснувшее в душе крестьянина сокрушенное сознание своей греховной жизни.

Теперь нам станет понятно – почему земные поклоны уместны и полезны на будничных Богослужениях и во дни Великого Поста, когда от верующих требуется сокрушение о грехах своих, и почему они не уместны и не полезны в дни воскресные и во дни Господских праздников и Пятидесятницы, когда от верующих требуется радостное переживание победы Христа над адом и смертью, и чаяние будущего торжества Церкви.

Во всякий обряд нужно не только всмотреться, но и глубоко практически войти в него, чтобы внутренняя его сила ожила для нашего сердца. Ведь всякий обряд в свое время создан великою мыслью, великим вдохновением веры и молитвы. И те святые моменты высокого подъема духовной жизни Церковь намеренно и закрепила в обряде, остановила их, так сказать, на веки с целью духовного воспитания последующих поколений.

Вот почему очень важно еще, в раннем детстве наших детей не только учить Закону Божию и молитвам, но и практически втягивать в церковную обрядность. Пусть обряды для них вначале будут непонятными, исполняемыми механически: они постепенно, к более зрелому возрасту, раскроют им свою великую духовную силу.

Все наши церковные обряды – это те ступени, по которым миллионы верующих восходили к Богу. Мы должны не пренебрегать, а лобызать этот путь, эти следы святых миллионов...


Источник: Молчанов Борис, прот. О земных поклонах // Монреальский Приходской Листокъ (РПЦЗ). 2004. № 7. Апрель.

Комментарии для сайта Cackle