Устав о поклонах и крестном знамении за богослужением для мирян и неслужащего духовенства
Устав Православной Церкви предписывает определённые правила выражения молитвенного состояния христианина за общественным богослужением и в частной молитве. Таким выражением христианской молитвы служат совершение крестного знамения, различные поклоны, лобызание святыни и т. п.
При индивидуальной (совершаемой наедине) молитве христианин свободен употреблять тот или иной внешний знак, побуждаемый к тому личным религиозным чувством и состоянием души в данный момент. Но поведение молящегося за общественным богослужением строго определяется церковным Уставом, который служит не только законом совершения службы и внешнего поведения в храме, но и правилом воспитания внутренней духовной дисциплины христианина.
I. Креститься без поклонов полагается:
1. В начале и при окончании чтения Св. Писания – Евангелия, Апостола, паремий.
2. В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
3. При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую...» «И во Единого Господа Иисуса Христа...», «И в Духа Святаго...»
4. На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш...», при поминовении празднуемых святых.
5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящего Креста», на проше́нии литии́ «Спаси Боже...» и отпусте.
II. Креститься с поясным поклоном полагается:
1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
2. При каждом прошении ектеньи́.
3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
4. На Литургии при возгласах: «Ста́нем до́бре, ста́нем со стра́хом...», «Побе́дную песнь пою́ще...», «Приими́те, яди́те...», «Пи́йте от нея́ вси...», «Твоя́ от Твои́х...»
5. При окончании Символа веры на словах: «и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь».
6. При чтении и пении слов «Прииди́те поклони́мся...», «Святы́й Бо́же...», «Аллилу́иа».
7. По окончании пения стихи́ры, тропаря́ или псалма́.
8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении «Спаси, Боже...»
9. На каноне от 1 до 9 песней при каждом первом взывании ко Господу, Божией Матери или святым.
10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую...» и по «...величаем».
11. При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже...» и последнего перед отпустом.
12. При окончании отпуста.
13. При возгласах: «Го́споду помо́лимся» или «Ко свято́му ... помо́лимся», предваряющих какое-либо особое моление, в частности, молитву на молебнах.
14. При прихождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить неспешно крестное знамение и поклон.
III. Креститься с земным поклоном
всегда, кроме дней особых, указанных в разделе X:
1. При входе и выходе из алтаря трижды.
2. На Литургии при возгласе «Благодари́м Го́спода», при окончании песни «Тебе́ пое́м...», после возгласа «И сподо́би нас, Влады́ко...»
3. При первом и втором явлении Святы́х Даро́в.
4. Кроме того, Устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».
В дни Великого поста
многие поясные поклоны заменяются земными:
1. При входе и выходе из храма.
2. На славах при чтении кафизмы – три поклона.
3. На каждом припеве Песни Богородицы.
4. На «Досто́йно...»
5. На великом повечерии при возглашениях «Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице...» и других.
6. На вечерне и часах при пении тропаря.
7. На Изобразительных при пении «Помяни́ нас, Влады́ко...» – три поклона.
8. На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных, 12 поясных с молитвой «Бо́же, очи́сти мя гре́шного» и 1 земной.
IV. При лобызании святыни
положено совершить крестное знамение с поклоном дважды,
легко приложиться устами (есть также обычай прикасаться к святыне после лобыза́ния93 чело́м94), после чего совершается ещё одно крестное знамение с поклоном.
V. Креститься не положено
во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время пения; во время ектеньи при пении «Го́споди, поми́луй» тому клиросу, который поёт.
VI. Поклонение головы
предписывается уставом во время чтения Св. Евангелия за богослужением и на Великом входе.
VII. Поясной поклон без крестного знамения полагается:
1. При словах «Мир всем».
2. При словах « Благослове́ние Госпо́дне на вас...»
3. При словах «Благода́ть Го́спода на́шего ... бу́ди со все́ми ва́ми».
4. При словах « И да бу́дут ми́лости Вели́кого Бо́га ... со все́ми ва́ми».
5. При словах диакона «и во ве́ки веко́в» (после «Я́ко свят еси́...»)
6. При словах священника «вас и всех правосла́вных христиа́н да помяне́т Госпо́дь Бог во Ца́рствии Свое́м...» кланяемся и отвечаем: «Свяще́нство (или протоиере́йство, иеромона́шество, священноархимандри́тство) твое́ да помя́нет...»
VIII. Преклонение до земли без крестного знамения
установлено Великим постом при возгласах «Свет Христо́в...» и при перенесении Святых Даров во время пения «Ны́не си́лы небе́сные».
IX. Стояние на коленях
установлено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «прекло́нше коле́на... помо́лимся», а также Великим постом при пении «Да испра́вится...»
X. По Уставу не положено совершать поклонов
(но допускается совершение их как выражение благоговения к святыне или молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве) в дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения, от утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы, в двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту), а также в дни Причащения Святых Таин. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподо́би, Го́споди» на вечерне в самый день праздника.
Церковный обычай не возбраняет мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах. Также допускается при тех же условиях коленопреклонение в особо молитвенные моменты богослужения, как например: Песнь Богородицы, Великое славословие, Херувимская песнь, «Тебе́ пое́м..» и молитвы на молебнах.
При выражении своего молитвенного настроения каждый должен всегда помнить наставление св. апостола Павла о поведении молящихся в церкви: «Вся же благообразно и по чину да бывают» (1Кор. 14:40), а также слова Св. Евангелия (Мф. 6:5) и пример фарисея молящегося (Лк. 18:11).
* * *
Целования.
Лбом.