МОСКВА. Вышел в свет очередной (101-й) номер научно-богословского и церковно-общественного журнала «Церковь и время», сообщает сайт Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
Он открывается рубрикой «Богословие», в которой опубликована статья наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря, профессора Московской духовной академии, руководителя аспирантуры Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова) «Критика теории первенства чести и власти с точки зрения православной экклесиологии». В настоящее время вопрос о первенстве Константинопольского Патриарха как первенстве чести или как первенстве чести и власти особо актуален. От решения этого вопроса зависит единство мирового Православия, которое ныне вступило на тернистый путь споров и разделений. Элладская Православная Церковь в октябре 2019 года поддержала решение Константинопольского Патриархата о «даровании автокефалии» «Православной Церкви Украины». Это привело к переосмыслению ряда явлений и событий в греческом мире, а также взглядов современных богословов и канонистов, которые занимаются продвижением теории первенства чести и власти Константинопольского Патриархата с такими катастрофичными последствиями. Критике этих взглядов посвящена представленная статья.
В рубрике «История Церкви» две публикации приурочены к 190-летию памяти преподобного Серафима Саровского. Одна из них – статья выпускника Московской духовной академии, соискателя степени кандидата богословия, насельника монастыря первоверховных апостолов Петра и Павла г. Светлоград (Ставропольский край) иеромонаха Павла (Дудорова) – посвящена основателю и первоначальнику Саровской общежительной пустыни иеросхимонаху Иоанну (Попову) и его монастырскому общежительному уставу. В истории русского монашества Синодального периода Саровский общежительный монастырь занимал выдающееся положение. Именно Устав Саровской пустыни позволил осуществиться расцвету монашества не только в этом общежительном монастыре, но и во многих других православных киновиях Русской Православной Церкви. В связи с крайней малоизученностью как самого текста Устава, так и его влияния, возникает вопрос об авторстве Саровского Типика и месте его написания. В статье предпринята попытка подробного исследования атрибуции памятника. Выявлены противоречия, внесена ясность в доказательства авторства Саровского Устава. Представлены новые гипотезы, показаны темы, открытые для исследования. А статья, написанная доктором филологических наук, профессором Е.В. Никольским, посвящена истории прославления преподобного Серафима Саровского. Автор статьи исследует проблемы, возникшие в процессе прославления, а также особо отмечает положительную роль священномученика Серафима (Чичагова). Не остаются без внимания позиции противников канонизации преподобного Серафима. Особое внимание уделяется описанию событий, происходивших в Сарове в 110 лет тому назад.
Также в рубрике «История Церкви» увидела свет статья магистра богословия, выпускника Московской духовной академии иерея Илии Шаблыкова «Жизнь общины Вознесенского прихода города Ярославля в период с 1917 по 1929 год», которая посвящена обзору заключительного периода жизни этого ярославского прихода в XX веке. Главным образом в статье показан быт прихода, его внутренняя жизнь в условиях до- и постреволюционного времени, рассмотрено стремление советской власти иметь контроль над внутренней жизнью прихода, желание разложить Церковь изнутри, столкнуть общины христиан между собой в некой борьбе за право находиться в более выгодном положении.
Еще одна публикация в этой рубрике – статья аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата В.П. Фролова «Представительства и подворья Русской Православной Церкви в Европе (1988-2013 гг.)». В статье представлен общий обзор становления и развития представительств и подворий Московского Патриархата, открытых на территории европейских государств и действующих в каноническом поле соответствующих Поместных Церквей. Дается хронологическое описание этапов и направлений жизнедеятельности означенных учреждений в период с 1988 по 2013 год. Раскрываются наиболее заметные события, повлиявшие на их функционирование.
Завершается номер разделом «Церковь и общество», в котором опубликованы две статьи по сектоведческой тематике. В публикации выпускника аспирантуры Московской духовной академии игумена Трифона (Михайловского) «Основные религиозно-философские категории традиционных школ китайских боевых искусств и их православное осмысление» впервые в отечественном сектоведении проводится анализ в систематической взаимосвязи и в исторической ретроспективе понятий «дао», «дэ», «ци», а также конечной цели духовных практик даосских школ боевых искусств – онтологической трансформации адепта. Содержание этих терминов сопоставляется с содержанием ключевых понятий христианства; кроме того, указывается на опасность некритического принятия за истинную картины мира приверженцев даосских школ китайских боевых искусств. Вместе с тем автор допускает возможность занятия боевыми искусствами со спортивными целями, а также возможность научного исследования боевых искусств с критической позиции применительно к их религиозно-философским основаниям, примером чему и явилась данная статья.
Статья аспиранта Московской духовной академии священника Илии Горюнова «Тета-хилинг (Theta healing): история и основные концепции» посвящена оккультной практике Вианны Стайбл – популярному на сегодняшний день методу психологической «коррекции подсознания» человека. Эта методика построена ею с привлечением обширного материала из Ветхого и Нового Завета, однако помещенные в совершенно иной контекст библейские персонажи, события и термины переопределяются, используются в несвойственном им значении, им приписываются вымышленные функции. Тем самым библейские реалии используются Стайбл для привлечения внимания неискушенного в религиозных вопросах читателя или слушателя и призваны расположить ум к новому учению. В этом контексте задача опубликованной статьи состоит в том, чтобы в общих чертах рассмотреть основные концепции движения «тета-хилинг» и проанализировать их с позиции христианства, к которому нередко апеллирует сама Стайбл.
Источник: Седмица.RU
Комментировать