27-28 ноября 2022 года кафедра церковно-практических дисциплин Московской духовной академии провела III Всероссийскую ежегодную научно-практическую конференцию «Юстиниановские чтения», посвященную вопросам канонического права и литургики, передаёт «Патриархия.ru».
Чтения в этом году были посвящены памяти профессора и почетного доктора Московской духовной академии, известного русского канониста Сергея Викторовича Троицкого (1878-1972). 27 ноября, в день 50-летия его кончины и в день памяти святого царя Юстиниана Великого, в московском храме Вознесения Господня на Большой Никитской улице («Малое Вознесение») участниками чтений была совершена панихида по приснопоминаемому профессору.
Юстиниановские чтения открылись докладом заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерея Александра Задорнова «Государственный фактор в вопросе предоставления автокефалии». В докладе был особо подчеркнут вклад профессора С.В. Троицкого в формирование актуального представления о содержании понятия «автокефалия», а также рассмотрены современные прецеденты, когда государственные структуры изменяли канонический статус церковной организации (на примере Латвийской Республики).
Доктор богословия, ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов в рамках разговора о научном наследии профессора С.В. Троицкого в области церковного права проанализировал его труд 1932 года «Размежевание или раскол?» в актуальном церковном контексте.
В работе Юстиниановских чтений впервые приняли участие представители Общества изучения церковного права им. Т.В. Барсова Санкт-Петербургской духовной академии. Секретарь Барсовского общества, директор Издательства СПбДА Д.В. Волужков в своем выступлении подчеркнул, что Барсовское общество является первым научным обществом, созданным в Санкт-Петербургской духовной академии для систематического изучения науки церковного (канонического) права.
Несмотря на то, что до революции и после возрождения в 1946 году в Московской духовной академии существовали кафедры церковного законоведения и канонического права, именно специализированного научного сообщества никогда не существовало. В настоящее время Барсовское общество имеет четыре основных направления исследовательской деятельности: «Церковное право и Древняя Русь» (координатор — доктор исторических наук П.И. Гайденко), «Церковное право: теория и история» (координатор — доктор юридических наук Ю.В. Оспенников), «Церковный суд: история и современность» (координатор — доктор юридических наук А.А. Дорская) и направление «Церковное право и культура», координатором которого выступает кандидат юридических наук, доцент департамента теории права и сравнительного правоведения, заместитель декана факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», действительный член Барсовского общества Ю.В. Ерохина.
В докладе «Роль церковного правосознания через призму парных категорий «культура — антикультура»» Ю.В. Ерохина проанализировала парные категории «культура — антикультура» в контексте праксеологического и аксиологического подходов на основании эмпирических фактов и корреляции с церковным правосознанием.
Доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры исторических наук и архивоведения Московского государственного лингвистического университета, председатель редакционной коллегии журнала «Палеоросия», действительный член Барсовского общества П.И. Гайденко поделился своими замечаниями о современных исследованиях церковного права применительно к реалиям Древней Руси XI-XIII вв. В докладе было обращено внимание на целый комплекс проблем, привлекших в последние годы внимание ученых в области изучения церковно-правовых реалий домонгольской Руси.
В работе чтений приняли участие представители Казанской духовной семинарии. Первый проректор семинарии доцент кафедры литургико-канонических дисциплин иерей Никита Кузнецов представил доклад «Теологическая теория права в современном правопонимании». Проректор по учебной работе Казанской духовной семинарии диакон Андрей Зотин осветил некоторые аспекты современных дискуссий о возможности восстановления чина диаконисс в Православной Церкви.
На чтениях был также представлен доклад руководителя магистерского профиля «Литургика» Московской духовной академии иеромонаха Далмата (Юдина) «Формирование традиции молитв «на сон грядущим» в Русской Церкви (по источникам XIII-XVIII вв.)». В докладе рассматриваются несколько значимых этапов становления традиции этих молитв — от начального, отразившегося в наиболее древнем источнике (древнерусский Часослов первой половины XIII в.) до закрепления традиции в изданиях Московского Печатного двора конца XVII ― начала XVIII в. Общецерковный статус традиция получила благодаря авторитету святителей Московских Алексия и Киприана во второй половине XIV ― начале XV в. Кроме состава молитв, внимание уделяется также тому, кем они использовались: хотя изначально традиция выходит из монашеской среды, однако уже с этапа общецерковного ее распространения в Русской Церкви широко использовалась и в среде образованных мирян.
Доцент кафедры церковно-практических дисциплин Н.С. Семенова выступила с докладом «Правовое положение Русской Православной Церкви в государствах Центральной Азии: сравнительный анализ». В докладе приведено сравнение современного правового положения Русской Православной Церкви в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане, определены основные факторы влияния на законодательство указанных стран, в том числе заимствование российского законодательства. Особый акцент сделан на влиянии советского наследия и принципа отделения Церкви от государства и школы от Церкви. Автор доклада выразила уверенность в том, что несмотря на большое сходство с российским законодательством, национальные особенности сыграли ключевую роль, что привело к различному содержанию схожих положений и их последствий в правоприменительной практике.
Доклад профессора кафедры богословия, заведующего аспирантурой Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлëнова) «Полемика С.В. Троицкого с теорией первенства чести и власти и ее современное продолжение» был посвящен критическим взглядам С.В. Троицкого на неумеренные претензии Константинопольского Патриархата на мировую диаспору и особое доминирование среди Православных Церквей, которые были сформулированы Константинопольским (затем Александрийским) Патриархом Мелетием (Метаксакисом).
Ключевая статья С.В. Троицкого в «Журнале Московской Патриархии» за 1947 год впоследствии вызвала ответную дискуссию со стороны митрополита Сардского Максима в книге «Вселенский Патриархат в Православной Церкви» (1989). В целом каноническая позиция С.В. Троицкого может быть охарактеризована следующим образом: все каноны Вселенских Соборов равнообязательны для всех Поместных Церквей, которые равночестны вне зависимости от времени своего создания. Сторонники теории первенства чести и власти Константинопольского Патриарха настаивали на его особых правах на основании тех же канонов и дополнительного права по обычаю. В настоящее время полемика еще более интенсифицировалась по различным направлениям. В докладе игумена Дионисия рассмотрена данная полемика на примере диссертации архимандрита Григория (Фракакиса) «Об исцелении церковного вопроса на Украине Матерью-Церковью Константинопольской. Вопрос хиротоний», защищенной осенью с.г. в Фессалоникийском университете. В этой диссертации очень наглядно отражены церковно-канонические представления Константинопольского Патриархата, которые привели, по сути, к расколу в мировом Православии. Типологически они восходят к аналогичным утверждениям и аргументам Мелетия (Метаксакиса). Вместе с тем основная доказательная база для отца Григория (Фракакиса) — труды константинопольских богословов-канонистов конца XIX — начала XX вв., которые могли быть известны С.В. Троицкому как канонисту.
Комментировать