Уникальная выставка икон Русского Севера открылась в выставочном комплексе Кирилло-Белозерского музея-заповедника – Народном доме.
«Вниманию посетителей мы представили около 200 экспонатов из девяти государственных, областных и муниципальных музеев Вологодской и Архангельской областей, а также из 12 частных собраний из Московской и Ярославской областей. Самые древние экспонаты датируются XV столетиями – это икона из Каргополя Архангельской области «Богородица. Знамение с избранными святыми» (частное собрание Ольги Ильиной) и памятник «Рождество Богородицы» из Каргопольского музея», – рассказал генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов.
Кирилло-Белозерский музей-заповедник также представил редкие экспонаты – большой интерес вызвала икона 1595 года «Николай Чудотворец (Зарайский) в житии» из придела Николая Чудотворца церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря, в составе которой находится 18 клейм, рассказывающих жизненный путь Николая Угодника.
Впервые выставлены многие подписные иконы. Одна из них принадлежит «перу» усольца, записного мастера Федора Зубова, который в XVII веке жил и работал в Великом Устюге и Ярославле, а позднее стал руководителем жалованных иконописцев московской Оружейной палаты. У участников выставки есть возможность увидеть его икону «Спас Смоленский с припадающими Афанасием и Кириллом Александрийскими».
В рамках проекта «Иконы Русского Севера» показаны памятники древнерусской живописи конца XV – начала XX столетий из 21 собрания. Это памятники из Вологды, Сольвычегодска, Великого Устюга, Белозерска, Череповца, Вельска, Каргополя, Малых Корел…
«В силу своего исторического развития Русский Север сохранил выдающиеся образцы древнерусской культуры и продолжил развивать ее традиции, постепенно ослабевающие в центральных областях России, – отметила научный сотрудник Кирилло-Белозерского музея-заповедника, куратор выставки Елена Щурина. – Развитию иконописного дела на Русском Севера послужило активное строительство храмов. Первоначально все крупные заказы поручались приглашенным мастерам. Спустя время вокруг них стали складываться мастерские, куда привлекались местные художники. Постепенно работы из этих мастерских приобрели заметное звучание северной провинции. Именно поэтому на выставке в Народном доме показаны иконы, которые писали и горожане, и церковнослужители, и крестьяне. Естественно, они имели разный уровень мастерства. Самая многочисленная группа – крестьянские письма. Они наивны, просты и выразительны. Примером такой иконы может послужить икона «Деисус» из собрания Каргопольского музея. Другую группу составляют работы профессиональных мастеров».
Выставка икон Кирилло-Белозерского музея-заповедника показывает отреставрированные иконы. Памятники представлены во временной перспективе с делением на центры. В каждом зале посетитель сможет увидеть и сравнить иконопись Вологды, Каргополя, Великого Устюга, Сольвычегодска.
Московский коллекционер Александр Ильин, выступая на официальном открытии выставки, отметил: «Благодаря работе Кирилло-Белозерского музея-заповедника вологжанам не нужно ехать ни в Москву, ни в Санкт-Петербург, потому как в центре области сотрудники музея собрали лучшие памятники древнерусского искусства страны. В Народном доме открылась выставка столичного масштаба!»
Первые посетители выставки «Иконы Русского Севера» уже смогли оценить мастерство иконописцев разных областей, увидеть иконы с образами северных подвижников и их изображения на фоне монастырей и церквей, а также решить для себя, что ближе к сердцу – наивное письмо крестьян или всё-таки памятники известной школы строгановского письма.
Комментировать