Ко дню памяти святого Николая Чудотворца новостные ленты вновь запестрели заголовками вроде «Чего нельзя делать в этот день, чтобы беда обошла стороной».
Это довольно обычно — в дни церковных праздников интернет вываливает на людей множество «примет и запретов», которые, как утверждается, отражают «народную мудрость» и пришли к нам «из глубины веков».
На «Николу Вешнего» хорошо сыграть свадьбу — «это обещает счастливую жизнь и удачу не только молодоженам, но и всем гостям», а вот «пауков убивать нельзя», от этого произойдут какие-то беды.
Священники терпеливо разъясняют, что все эти суеверия не имеют отношения к вере Церкви — но такие публикации не теряют своей популярности. Почему?
Люди исполнены тревоги и беспокойства, на них обрушиваются потоки пугающих новостей — да если бы их не было, человеческая жизнь в любом случае ненадежна, страдание и смерть могут ворваться в нее в любой момент.
Как отмечали уже очень и очень многие — религиозные учителя, философы, а теперь и психологи — страх является постоянным фоном человеческой жизни.
Люди создают (чаще стихийно, чем обдуманно) различные стратегии взаимодействия со своей тревогой — и одной из самых распространенным являются ритуалы и суеверия.
Кажется, нет ничего глупее суеверий — кто мог бы всерьез верить в то, что нельзя проходить между расставленными опорами телеграфного столба, садиться на 13-тое место или в то, что нужно выполнять особые ритуалы, чтобы отпугнуть беду?
Но за ними стоит вполне работающая стратегия борьбы со страхом — «я знаю, что может навлечь на меня беду; я этого избегаю; следовательно, я нахожусь в безопасности»
Так уж работает человеческая психика — тревога, причины которой человек не осознает (или не хочет осознать) ищет себе какого-то предмета (бояться чего-то определенного уже гораздо легче) а потом создает себе какую-то работающую стратегию избегания этой мнимой опасности.
Если я наемся чеснока, меня не укусят вампиры. Чеснок дает мне чувство безопасности. Конечно, вампиры иллюзорны. Но снижение тревоги вполне реально.
При этом людям кажется, что в Церкви тоже занимаются чем-то подобным — ведь в ней тоже совершаются какие-то стереотипные, повторяющиеся, и, со стороны глядя, не очень понятные действия. Она тоже взаимодействует с какими-то таинственными силами, благоволение которых хочется привлечь, а гнева — избежать.
Отсюда и неистребимая склонность людей (имевшая место, увы, во все времена) вписывать суеверные ритуалы в церковный контекст.
Но, как постоянно объясняют священники, эти суеверия не только не имеют отношения к вере Церкви, но и совершенно несовместимы с ней.
Церковь лечит не саму по себе человеческую тревогу — она лечит ее подлинную причину.
Если нас беспокоит боль, мы можем, какое-то время, забивать ее обезболивающими — и чаще всего, люди хотят именно каких-нибудь быстродействующих таблеток, которые бы просто убрали боль из их жизни, чтобы они могли спокойно заниматься своими делами.
Но это может быть очень опасно — ведь боль это не проблема сама по себе, это сигнал о проблеме. Она оповещает, что что-то в нашем организме пошло не так, мы срочно должны обратить на это внимание.
Забивать сигнал таблетками — вместо того, чтобы правильно диагностировать болезнь и начать основательное лечение — может быть просто губительным.
Так и с нашей тревогой, тем глубинным страхом, который сопровождает нашу жизнь в этом падшем мире. Он настойчиво сигнализирует, что что-то пошло не так. Мы свернули не туда, выбрали не то направление в жизни, мы пытаемся игнорировать нашу самую главную проблему.
И эта проблема — грех. Но не в смысле нарушения ритуальных предписаний. Буквальное значение слова «грех» в греческом языке, «хамартия» — «промах мимо цели.
У человеческого существования есть цель, с которой мы приведены в этот мир — и наше вечное счастье зависит от того, достигнем ли мы этой цели. И тревога неизбежна — и даже благотворна — пока мы движемся не туда. Мы не должны просто заглушать тревогу — мы должны услышать ее сигнал и вернуться на правильный путь.
И вот Церковь нам этот путь и указывает.
Мы созданы для того, чтобы познать Бога и возрадоваться Ему во веки. Мы созданы для Его вечного Царства. Христос говорит в Евангелии: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28)
Нужно покаяться — то есть изменить направление своей жизни. Прийти в Церковь, узнать и принять ее учение, присоединиться к ее молитвенной жизни. Тогда все ее праздники обретут для нас подлинный смысл — и мы обретем надежду, которая будет несравненно глубже, чем любые тревоги.
Автор: Сергей Львович Худиев
Комментировать