Попытка властей снести статую Святого Михаила Архангела во Франции породила протестное движение «Руки прочь от моей статуи», активисты которого противостоят нарастающей травле религии «свободомыслящими» безбожниками, сообщает «Cедмица.RU» со ссылкой на Catholic News Agency.
Недавнее решение Апелляционного суда Франции, утвердившего вердикт суда первой инстанции о сносе статуи Святого Михаила Архангела в приморском городе Сабль-д’Олонн (провинция Вандея) вызвало бурную реакцию по всей стране. Протесты широко освещаются в средствах массовой информации, тем более что подобные случаи травли символов религии далеко не единичны в последние годы.
Движение в защиту духовного наследия Франции обеспокоено тем, что суды все чаще и чаще выносят решения против католических символов или памятников в общественном пространстве.
Вот и решение Апелляционного суда от 16 сентября вынесено по иску, поданному безбожниками «Национальной федерации за свободу мысли» (Fédération nationale de la Libre Pensée). Жалобщики сочли, что верующие нарушили свободное течение их мысли, когда установили изваяние Святого Михаила Архангела против церкви на «общественной территории». До этого, в период 1935-2017 годов, статуя украшала территорию частной католической школы, а ее перестановка на новое место в 2018 году получила самое широкое одобрение жителей Сабль-д’Олонн. В марте прошлого года почти 95% жителей города проголосовали за сохранение изваяния на нынешнем месте, против храма Святого Михаила Архангела. Этот всенародный референдум прошел по инициативе мэра города Янника Моро.
Однако народная воля вошла в конфликт со «священной коровой» французского законодательства – а именно с принципом светскости. Опираясь на этот принцип, члены La Libre Pensée и подали свой иск в 2021 году. В юридическом обосновании иска они также ссылаются на статью 58 закона 1905 года об отделении церквей от государства. Закон запрещает «использование религиозных символов и изображений в общественных местах, за исключением мест отправления культа, кладбищ, памятников и музеев», а потому фактически делает незаконными очень многие памятники духовного наследия страны.
Бодуэн Пупон, президент объединения «Руки прочь от моей статуи» — Touche pas à ma statue, недавно созданного в Вандее для защиты статуи Святого Михаила и все прочих католических памятников, образов и святынь в стране, которым угрожает демонтаж, дал интервью изданию CNA. Он с горечью признает, что обращение мэра Сабль д’Олонн в Государственный совет (высший орган судебной власти во Франции) со ссылкой на результат народного референдума имеет мало шансов на успех. «Наша всенародно любимая статуя Святого Михаила Архангела стала лишь одной из многих целей этой общеизвестной антиклерикальной организации, – говорит Пупон. – Недаром их девиз провозглашает «Нет бога, нет учителя, долой духовенство и да здравствует общество»!»
За последние годы «Национальная федерация за свободу мысли» одержала целый ряд юридических побед в борьбе с христианскими крестами, образами, символами и рождественскими сценками в общественных местах. Так, в 2017 году, после затяжной юридической и медийной баталии, подобной той, что ныне разворачивается в Сабль д’Олонн, Государственный совет постановил снести крест над статуей святого Иоанна Павла II в бретонском городе Плоэрмель – опять же вопреки мнению его жителей, выраженному на народном референдуме.
А недавно гнев ревностных светских активистов вызвала статуя Девы Марии на въезде в городок Иль-де-Ре (в провинции Новая Аквитания на западе страны), и они добились в административном суде постановления о ее демонтаже. Статуя была установлена там после Второй мировой войны в знак благодарности Пресвятой Деве за защиту воинства, на средства родных и близких тех солдат, которым посчастливилось вернуться домой живыми. Памятник сильно пострадал от наезда автомобиля несколько лет назад, однако был полностью восстановлен на том же месте общими заботами жителей города во главе с мэром Жаном-Полем Эродо. «Городской совет профинансировал ремонт статуи, потому что считает ее важным памятником истории и наследия города, – указывает Пупон. – Потому его защитники имеют полное право считать, что у их статуи, как у статуи Святого Михаила в Вандее, есть важное культурное измерение, а не только религиозное».
В объединении Пупона уже действуют несколько юристов, изучающих юридические возможности защиты изваяния в Соболь д’Олонн, и эти защитники строят свою юридическую аргументацию на «культурной ценности» статуй и народной воле – в противовес принципу светскости и закону об отделении церкви от государства. «К сожалению, у нас пока нет поводов для оптимизма в отношении исхода дела в Государственном совете, учитывая созданный прецедент, а именно целый ряд его предыдущих решений по другим судебным тяжбам, затеянным активистами Libre Pensée”, — говорит Пупон. – Масштабы деятельности наших противников из федерации свободной мысли только нарастают, они заваливают стандартными исками суды по всей стране. Они уже практически повсюду, и подвергают такому давлению мэров и государственных служащих, что многие католические памятники, статуи, символы и образы фактически обречены: их очень скоро снесут, и в будущем вряд ли удастся их восстановить».
Многие победы безбожников этой федерации, по его словам, уже стали настолько привычны, что более не освещаются в средствах массовой информации. Потому они и не встречают достойное сопротивление со стороны местных граждан и политиков из-за «чувства пораженчества» ввиду их многочисленных судебных побед по аналогичным спорам. «Это объединение антиклерикальных пенсионеров-сутяжников, которые посвящают все свое время и силы подобным судебным тяжбам, – с горечью вздыхает Пупон. – Их совсем немного, но это крикливое и очень влиятельное меньшинство. Гнев жителей тех городов, чьи мнения они растоптали и чьи памятники уничтожили, подогревается тем фактом, что они чужаки-разрушители, поскольку никто из членов La Libre Pensée в этих городах не живет. Мы считаем, что пришло время нам всем сплотиться и выступить против этой растущей угрозы всем нам, нашему наследию и культуре. Вот мы и создали движение Touche pas à ma statue, чтобы как можно шире оповещать народ о нападениях на наши памятники и святыни, налаживать сетевое взаимодействие, повышать осведомленность и «чувство локтя» людей на местах. Мы оформились как аполитичное нерелигиозное объединение, занимаемся сбором пожертвований на нашу борьбу, способствуем появлению местных ячеек нашей организации по всей стране, предпринимаем все более конкретные и слаженные действия, в первую очередь выступления и демонстрации. Мы продолжим их в Вандее и во всех прочих городах, которые становятся жертвами этих стервятников. Мы чувствуем широчайшую народную поддержку, в том числе от многих некатоликов, которые воспринимают статуи, кресты и рождественские сценки-вертепы как свое наследие, гарантии сохранения нашей французской идентичности».
Комментировать