Представлены критские памятники XVII века, ряд которых дополнен русскими иконами, воспроизводящими иконографические типы, разработанные выдающимися мастерами. Отдельный раздел coставляют иконы Афона и Северной Греции. Другие разделы посвящены памятникам стран, находившихся под влиянием поствизантийского искусства, — Сербии, Болгарии, Ближнего Востока и России. Есть несколько памятников из русских монастырей на Афоне. Вместе с иконами экспонируются гравюры (частично — в электронном виде), исполненные по заказам афонских монастырей в Вене и Венеции или созданные на самой Святой горе. Если большая часть коллекции греческой графики демонстрировалась в 2016 году на совместной выставке Музея истории религии и Музея Византийской культуры (Салоники, Греция), то из сорока представленных памятников иконописи ранее экспонировались только три.
После падения Византийской империи в 1453 году образовалось несколько центров греческой культуры, в том числе остров Крит, находившийся под властью Венецианской республики. Ведущие критские мастера XV-XVII веков, создатели самостоятельного стиля, разработали ряд иконографических типов, ставших каноническими. Эти произведения копировались другими художниками или создавались их свободные повторения.
Иконописцы Критской школы ценились умением писать как в византийской, так и в западной манере (один из представленных образов Богородицы написан в типично западной манере). При этом мастера, тяготевшие к художественному центру Северной Греции, — Фессалоникам, Афону — в целом стояли на консервативных позициях. Однако через произведения критских мастеров западные иконографические мотивы проникали и в Северную Грецию, а со временем в качестве источников стали использоваться и сами западные гравюры. Например, к гравюрам Альбрехта Дюрера восходит ставший каноническим фресковый цикл Страшного суда в монастырях Афона. Но и критские, и афонские мастера не прямо переносили чужую иконографию, а перелагали ее на традиционный язык византийского искусства.
Как рассказала один из авторов экспозиции — ведущий научный сотрудник отдела православия Ольга Коробко, идея родилась в ходе реставрации поствизантийской иконописи. На выставке легко проследить, как развивалась православная традиция иконописания после падения Византии, историю взаимовлияния стран и областей на искусство друг друга. На некоторых иконах сохранены фрагменты слоев олифы, чтобы было понятно, как они выглядели до реставрации.
Заведующая отделом православия Светлана Николаева уделила внимание гравюре, которая появилась позже собственно иконописи: в Европе — в конце XIV века, а в Греции своей гравюры не было до XVIII: монастыри заказывали гравюры в разных странах, в том числе в России. Бумажная икона получила распространение из-за дешевизны, стала паломническим сувениром. Популярны были гравюры с видом монастыря сверху с изображениями чтимых святынь. По своеобразной «паломнической карте» можно было вспомнить о своем путешествии. Часто живописцы писали виды монастырей на основе этих гравюр. Критские художники разрабатывали иконографические типы — например, «тронного иерарха» — известен образ «Христос — Великий Архиерей»: Спаситель сидит в архиерейском облачении. Представлена икона, подаренная в Иерусалиме великому князю Сергею Александровичу. Это копия образа из храма Рождества Христова в Вифлееме. Сохранились образы других святых, сидящих на троне, — например, святителя Николая. Критским мастерам принадлежит также разработка иконографического типа великомученицы Екатерины в царском облачении, поскольку она была знатного рода, рядом — циркуль, астролябия, свидетельствующие о ее учености, и орудия страстей.
Замдиректора по научной работе Екатерина Терюкова подчеркнула, что авторы выставки обнаружили интересные факты, и выразила благодарность как составителям экспозиции, так и реставраторам.
Знакомство с выставкой будет неполным без изучения тщательно составленных этикеток. Были выявлены параллели: преломление греческих традиций на национальной почве, заимствования из западных образцов. Так, установлено, что известный сюжет «Христос — добрый пастырь» (представлена афонская икона 1899 года из монастыря Ксенофонт) имеет источником… картину «Дверь стада» 1895 года английской художницы Сибил С. Паркер. Рядом -тот же сюжет, хромолитография, изготовленная в Одессе в 1896 году. Известен образ той же иконографии из Горне-Успенского монастыря Вологды: в 1922 году он был преподнесен игумении сестрами обители.
Авторы экспозиции обратили внимание на неточности в гравюрах. На иконе «Явление Богоматери святому Афанасию Афонскому» Матерь Божия дает святому посох, ударив которым в землю, он должен добыть воду. Гравер, изображая сюжет, не до конца его понял: здесь посох — в руках Богоматери. А на гравюре, предназначенной для паломников Хиландарского монастыря, изображение чтимого образа «Троеручица» неверное: по иконографическому типу Она — Одигитрия, на гравюре же изображен тип Елеуса. В списках иконы менялось изображение вотивной руки святого Иоанна Дамаскина: сначала ее изображали под левой кистью Богоматери под углом, причем большой палец отставлен, а потом стали изображать под правой, параллельно руке Богородице и с сомкнутыми пальцами.
А копия чтимого образа святого Георгий Победоносца из Зографского монастыря, изображенная с привесами и подношениями иконе, была прислана насельниками обители в 1911 году императору Николаю II и его наследнику для храма крепости Осовец в Гродненской губернии (сейчас — территория Польши) «в благодатную помощь всем русским войскам». Поясной образ святого Георгия в воинских доспехах нередко копировался: на выставке экспонируется резная деревянная иконка, привезенная русскими паломниками.
Выставка продлится до 11 сентября.
ИА «Вода живая»
Комментировать