По данным переписи 2021 года, католическое население Канады сократилось почти на 2 миллиона душ за 10 лет или почти на 25%, хотя все же еще составляет около 30% населения страны, пишет «Cедмица.RU» со ссылкой на CatholicNewsAgency.
Эти цифры приводятся в отчете службы переписи населения при национальном Статистическом управлении Канады за 2021 год. В отчете, опубликованном 26 октября, отмечается, что численность нерелигиозных граждан уже превышает численность католиков. По результатам новой переписи, католическое население Канады сократилось до 10,9 миллиона человек и ныне составляет около 29,9% общего населения страны – в сравнении с 12,8 миллиона по данным переписи 2011 года. Это означает, что убыль католиков составила около 25% за десять лет.
Только 53,3% канадцев (19,3 миллиона) ныне считают себя христианами – в сравнении с 67,3% в 2011 году и 77,1% в 2001 году. Тем не менее, католицизм по-прежнему является самой популярной религией во всех провинциях и территориях, за исключением территории Нунавут, малочисленное население которой в большинстве своем тяготеет к англиканской церкви. Квебек остается единственной провинцией страны с католическим большинством, однако и в ней их численность «значительно сократилась» по данным Статистического управления. Если в 2011 году в Квебеке католики составляли 74,7% населения, то в 2021 году лишь 53,8%, а это означает спад почти на 28%. Католическое издание CNA публично обратилось в Канадскую конференцию католических епископов и архиепархию Квебека за разъяснениями этой безрадостной статистики, однако пока не получило ответов.
Среди других «христианских идентичностей» в Канаде наиболее многочисленны (7,6%) просто «христиане без указания конфессии»: их численность удвоилась в сравнении с 2011 годом. Около 3% канадцев являются приверженцами Объединенной церкви Канады (это основная протестантская конфессия, вторая величине после католической); а еще 3% принадлежат к Англиканской церкви. Среди малых конфессий так называемых «харизматических христиан» в отчете приводятся данные по православным христианам, баптистам, пятидесятникам и прочим. За последнее десятилетие отмечается некоторый рост лишь православного христианского населения и «неспецифического» христианства (неопределенной церковной принадлежности).
В отчете отмечается и упадок приверженности к религиозной обрядности. В отдельной сводке статистического отчета за октябрь 2021 года указывается, что в 2019 году только около 20% канадцев посещали групповые духовные собрания не реже раза в месяц – в сравнении с 40% в 1985 году. При этом частота и активность религиозной деятельности заметно выше среди женщин и людей старших поколений.
По данным отчета Статистического управления, нерелигиозная часть страны достигла 34,6% общего населения. В некоторых регионах численность «не связанных с религией» граждан (что не обязательно означает полное безверие) заметно выше. В этом отношении лидирует северный Юкон, 60% жителей которого формально «не связаны» с какой-либо религией, а за ним идет провинция Британская Колумбия, в которой таковых насчитывается 52%.
На долю нехристиан в Канаде сейчас приходится 12,1% населения. При этом около 5% канадцев являются мусульманами – в абсолютных цифрах их население удвоилось с 2011 года. Около 2,3% канадцев исповедуют индуизм, а 2,1% сикхизм. Еврейское население составляет около 335 тысяч человек, что немногим больше, чем десять лет назад, хотя при этом его доля среди канадцев снизилась до 0,9%. Иудеев лишь немногим больше, чем буддистов, по данным опроса. Отмечается резкая непропорциональность распределения последователей нехристианских религий по стране, поскольку в своем большинстве они группируются в крупных городских центрах, где их численность быстро растет в основном за счет иммигрантов. В провинции Онтарио они составляют уже 16,3% населения, с преобладанием мусульман и индуистов. В провинции Британская Колумбия нехристианские религии исповедует около 16,7% жителей, причем там проживает самая большая диаспора канадских сикхов.
1,8-миллионный «коренной народ» Канады (местные СМИ избегают прямо называть их индейцами, метисами и эскимосами-инуитами) в значительной степени (на 47%) «не связан» с организованной официальной религией, и лишь около 26,9% считают себя католиками. Многие из них до сих пор хранят верность языческим традициям и обрядам (о чем косвенно свидетельствует немалое количество шаманов в делегациях коренных народов, приезжавших к папе Франциску в Ватикан за покаянием и отступными). Однако при прямых официальных опросах они, видимо, склонны скрывать свое язычество, поскольку только 81 тысяча человек (около 0,2% общей численности населения Канады) открыто признают свою приверженность «традиционным формам местной духовности».
Вклад католиков в деятельность субсидируемых правительством школ-интернатов для коренных народов в последние десятилетия стал объектом пристального внимания из-за скандальной роли этих школ в политике и практике искоренения культур коренных народов и ассимиляции детей в «доминирующую культуру и веру». Многие школы плохо управлялись и скудно финансировались, их воспитатели мало утруждали себя соблюдением правил санитарии и гигиены, а с детьми нередко обращались грубо и даже жестоко. Тысячи детей индейцев, метисов и эскимосов умерли в этих школах от различных травм, безнадзорности и «болезней белого человека», к которым у них не было иммунитета (не говоря уже о свирепствовавшем тогда туберкулезе), причем статистика смертности детей в этих интернатах была намного выше, чем в других детских заведениях Канады.
В 2021 году на участках двух бывших школ-интернатов были обнаружены с помощью георадаров несколько сотен безымянных могил. Хотя останки детей не были эксгумированы, сообщения о находках привели к волне протестов, поджогам и осквернениям церквей, в том числе в приходских общинах коренных народов. По данным Статистического управления Канады, число инцидентов на почве ненависти к католикам возросло более чем на 260% с 2020 по 2021 год. Папа Римский Франциск посетил Канаду в 2022 году, чтобы принести покаяние за неблаговидную роль католических наставников в школах-интернатах.
Помимо коренных народов, подвергавшихся «унижениям, угнетению, отрыву от родных корней и ассимиляции» в католических школах-интернатах, на местных католиков ополчились и либералы в законодательных органанх и учреждениях культуры за их верность церковным канонам и «косный консерватизм» в вопросах абортов, эвтаназии и ЛГБТ-идеологии. Постоянно ведутся и споры о целях, идентичности, миссии и реальной пользе обучения в католических школах, некоторые из которых финансируются государством, а управляются выборными католиками-мирянами. Все эти скандалы, тяжбы, покаяния и раздоры вносят свой вклад, по всей видимости, в быстрое снижение численности католиков в Канаде.
Комментировать