В 2021 году канадские законодатели одобрили закон, который предоставляет право на эвтаназию и клиническую помощь в самоубийстве (КПС) психически больным, и теперь епископат, врачи-психиатры и многие политики встревожены его последствиями для общества, сообщает «Cедмица.RU» со ссылкой на Catholicnewsagency.
Многие сомневаются, что врач всегда способен определить «реальные перспективы выздоровления» пациентов с депрессией, шизофренией и биполярным расстройством, а тем более сомневаются в правомочности решений таких больных об уходе из жизни. Возникли опасения, что сама возможность эвтаназии и КПС серьезно осложнит лечение психических заболеваний. Новый закон, вступающий в действие с марта 2023 года, отменяет условие о «разумной предсказуемости естественной смерти» как показания для эвтаназии и КПС. Теперь каждый больной может требовать эту «услугу», даже когда болен только психически, а не физически.
Закон появился в ответ на решение Верховного суда Квебека от 2019 года о том, что отказ в эвтаназии и клиническом самоубийстве является нарушением прав человека, а потому на эти услуги могут претендовать все, а не только больные «с разумно предсказуемым» естественным концом болезни. Истцами в суде выступили два человека с хроническими неизлечимыми и прогрессирующими заболеваниями, получившие врачебные отказы в КПС.
Канадские католические епископы решительно выступают против этого закона. «Наша позиция остается однозначной, – подчеркнул архиепископ Виннипегский Ричард Ганьон, президент Канадской конференции католических епископов, еще 9 декабря 2021 года. – Эвтаназия и КПС есть преднамеренное убийство человека, то есть прямое нарушение Божьих Заповедей; оно губительно для человеческого достоинства, ибо лишает страдающих и умирающих сострадания, помощи Божией и надежды на спасение».
Многие врачи-психиатры также критикуют закон, поскольку психическое лечение всегда процесс непростой, непредсказуемый и долгий. Во многих провинциях Канады не хватает психиатров даже для текущего лечения, не говоря уже об экспертах, способных правильно оценить «реальные возможности выздоровления» и нужду в эвтаназии или КПС в различных случаях. Так, доктор Вирен Найк, директор программы «Медицинская помощь умирающим» в Оттаве, говорит, что при большинстве психических болезней неминуемая смерть не угрожает, а потому нет никаких оснований для эвтаназии и КПС. Опрос медработников Онтарио в 2021 году подтвердил, что только 28 процентов врачей готовы рассматривать КПС в случаях тяжких психических заболеваний, и лишь 12 процентов из них наблюдают такие случаи среди своих пациентов.
Доктор Сону Гайнд, в целом поддерживающий КПС, признал, что врачи обычно не знают наверняка, излечимо или нет то или иное психическое заболевание. «Мы знаем, что психические болезни приводят к тяжким страданиям, иной раз даже более тяжким, чем при соматических болезнях, – признает Гайнд, бывший президент Канадской ассоциации психиатров. – Устранить страдания очень сложно или невозможно, и это проблема. Те же депрессии убивают веру в будущее, человек не желает жить, впадает в состояние безнадежности. Это не значит, что болезнь неизлечима». Он напоминает также, что желают эвтаназии и КПС чаще женщины, чем мужчины. Так, в Нидерландах депрессия встречается среди женщин вдвое чаще. Однако важно, что самоубийцы, потерпевшие неудачу, обычно не делают новых попыток и получают шанс на выздоровление, «в то время как КПС есть гарантированная смерть и конец всякой надежде». В Нидерландах с 2002 года КПС разрешается в случаях «неизлечимых» психических болезней, однако 90% заявок на КПС отклоняются психиатрами, а некоторые из них отзываются самими пациентами.
Доктор Дженнифер Гаудиани, специалист по расстройствам пищевого поведения, рекомендует в статье КПС для больных особо тяжкой нервной анорексией, однако признает, что доля таких случаев «предельно мала». Ее ученые оппоненты возражают, что это заболевание поддается лечению, причем сильно голодающие пациенты лишены возможности рассуждать разумно, а потому их заявки на КПС нельзя принимать всерьез. «Большинство людей с нервной анорексией не хотят умирать, – говорит доктор Блейк Вудсайд, профессор кафедры психиатрии в университете Торонто. – Более того, больные тяжкими формами нервной анорексии даже склонны преуменьшать опасности своей болезни».
Доктор психиатрии Анджела Гуарда, профессор университета Джона Хопкинса в Балтиморе, заявила, что эвтаназия и КПС недопустимы при психических заболеваниях. «Эти «услуги» вступают в резкое противоречие с самой сутью лечения психических заболеваний, когда врач всеми силами крепит надежду на выздоровление и улучшение качества жизни, – подчеркивает Гуарда. – Эти болезни поддаются лечению, а сомнения пациента в лечении вплоть до полного безверия в успех типичны для этих болезней. Я не верю в способность пациента осознанно принимать решение о КПС, ибо такие просьбы типичны при временных расстройствах умственных функций, особенно у хронически больных и деморализованных пациентов».
Архиепископ Ричард Ганьон от имени Конференции католических епископов Канады обеспокоен грядущим ростом больничных самоубийств людей с психическими заболеваниями и ограниченными возможностями. Не менее опасно, что новый закон не предусматривает меры защиты свободы совести для верующих медицинских работников, которые не желают участвовать в эвтаназии и КПС. Его также волнует «растущее юридическое давление» на дома престарелых и хосписы, выступающие против КПС и эвтаназии, в том числе на христианские благотворительные учреждения такого рода.
Комментировать