Москва, 24 апреля. Издан нотный сборник песнопений литургии в дни памяти новомучеников и исповедников Русской Церкви. Эта книга – дань уважения всем невинно пострадавшим в годы советского лихолетья. Ее составил регент хора храма Всемилостивого Спаса в Митино, преподаватель Российской академии им. Гнесиных Всеволод Тимофеев. Презентация сборника прошла 22 апреля в московском Культурном центре «Покровские ворота». Автор использовал как свои мелодии, так и собственные переложения известных распевов – киевских, Троице-Сергиевой лавры, демественного пения. Главное, по его словам, – цельность службы и выбор тональности, соответствующей теме. Тексты новомученикам, отметил Тимофеев, звучат на всенощной, а литургия в целом неизменна. Поэтому важно создать соответствующее настроение музыкой именно на литургии. Всеволод Тимофеев подлился впечатлением, о котором ему сказали прихожане после подобной службы: «Это был реквием».
Композитор стремился создать музыку, «рождённую от знакомства с мучениками и исповедниками, почти нашими современниками». «Мысли и действия новомучеников помогают понять страдания Христа, его невинную жертву, – сказал Тимофеев. – Каждое воскресенье хор поёт «Распялся нас ради». А когда мы с нашими собратьями проникаем в страдания мучеников, знакомство с ними, мы можем глубже понять Жертву Христа». Он отметил, что при постижении жизни новомучеников по-новому открывается таинство крещения, когда мы, по словам апостола Павла, крестились во Христа – в смерть Его крестились.
Все это очень важно понимать и передавать детям, убежден Тимофеев. Эпиграфом к своему сборнику он выбрал слова священника Павла Флоренского, прошедшего лагеря и расстрелянного в 1937 году: «Противостоять хаосу можно только лишь утверждением личности, вбирающей в себя опыт своего рода, внимающей ему, и в этом важнейшее звено – передача опыта от родителей к детям».
На вечере «Убыли в неизвестность…» прозвучали песнопения в исполнении церковного хора в Митино, написанные в Соловецком лагере стихи. Особенно сильное впечатление оставила композиция, в которой песнопения «Блаженны…» сочетаются с цитатами из писем заключенного священника Анатолия Жураковского своей жене. Без пафоса, строки о природе и спокойной душе завершаются словами о возможном перерыве в письмах. Затем звучит текст приговора и констатация расстрела в урочище Сандармох.
Певчая Анна Якубчик прочла два стихотворения, написанные в лагере священником Владимиром Лозина-Лозинским. «Все отмечали его благодушный нрав. Попал он в заключение за то, что по доброте своей не мог отказать студентам отслужить панихиду по убиенному Николаю II», – рассказал Тимофеев. Эти стихи также включены в сборник.
Преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, руководитель проекта «Слово новомучеников» Кирилл Алексин назвал три пути почитания новомучеников: обращать внимание на собственные их тексты, из которых составлены богослужения, например, святителя Афанасия (Сахарова); читать письма, дневники, воспоминания о пострадавших за веру и чтить в глубине души этих «святых, прославившихся своей порядочностью».
Профессор Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, доктор культурологии Анна Шмаина-Великанова упомянула, как близки нам по времени новомученики, и даже вспоминала, как исповедовалась у отца Михаила – сына Георгия Осоргина, погибшего на Соловках.
Настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус поддерживает инициативу регента акцентировать внимание на жизни новомучеников: «Главное, не останавливаться на украшении икон святых, а пытаться прорваться к реальности через золото киотов».
Автор: Елена Дорофеева
Источник: Благовест
Комментировать