ФРАНКФУРТ. Германский «Синодальный путь» проголосовал за принятие «текстов реализации», касающихся благословения однополых пар, проповеди мирян во время Мессы и просьбы к Папе Франциску пересмотреть дисциплину безбрачия священников латинского обряда в Католической Церкви, сообщило информационное агентство CNA.
Голосование проходило в течение первых двух дней 5-го синодального собрания во Франкфурте, Германия. Собрание 11 марта 2023 года завершило трехлетний процесс, который, по мнению многих наблюдателей, продвигает неортодоксальные идеи и может вызвать раскол между большинством немецких епархий и Ватиканом.
Делегаты Синодального пути также проголосовали в пятницу вечером, 10 марта, за то, чтобы отложить рассмотрение, пожалуй, самой спорной темы – создания синодальных советов на уровне приходов и епархий. Предложение об отсрочке внес епископ Эссенский Франц-Иосиф Овербек, сторонник «Синодального пути».
В то время как Ватикан прямо не осудил продвижение «Синодальным путем» неортодоксальных предложений, касающихся благословения однополых пар и рукоположения женщин, Святой Престол все более четко заявлял о своем неприятии этой формы церковного управления, в которой епископы и миряне «разделяют ответственность».
Согласно предложению Германии, миряне могли даже отвергнуть епископа (или епископов на национальном уровне) большинством в две трети голосов.
«Ни Синодальный Путь, ни какой-либо назначенный им орган, ни конференция епископов не имеют полномочий создавать «синодальный совет» на национальном, епархиальном или приходском уровне», — написали три кардинала, занимавшие значительные руководящие должности в Римской курии, немецким епископам в письме от 16 января 2023 года с явного одобрения Папы Франциска.
В обращении к немецким епископам на их встрече 27 февраля папский нунций архиепископ Никола Этерович подтвердил, что этот запрет также распространяется на епархиальных епископов.
Решение о проведении голосования, вероятно, свидетельствует о том, что предупреждение Ватикана возымело действие. Теперь этим вопросом займется синодальный комитет, члены которого избраны 11 марта.
Резолюция о благословении однополых сексуальных союзов была принята в пятницу 10 марта. Против этой меры, названной «Церемонией благословения для любящих друг друга пар», выступили только 9 из 58 епископов, а 11 епископов воздержались. Если бы 11 воздержавшихся епископов объединились против этой меры, она не получила бы требуемой поддержки двух третей епископов.
Данное решение также призывает благословить отношения разведенных, но повторно вступивших в зарегистрированный государством брак, и пар, которые не состоят в церковном браке.
Во время дебатов, предшествовавших голосованию, против этой меры выступили епископ Стефан Остер, глава диоцеза Пассау; епископ Грегор Мария Ханке, глава диоцеза Эйхштетта, и епископ Рудольф Водерхольцер, глава диоцеза Регенсбурга.
«Можно предвидеть, что после того, как благословение будет одобрено, очень быстро возникнет вопрос, не является ли благословение также дискриминационным, если в браке будет отказано», — сказал епископ Водерхольцер.
Фактически несколько других делегатов призывали к сакраментальному браку для однополых союзов. Грегор Подщун, президент Лиги немецкой католической молодежи (BDKJ), официальной церковной группы, которая поддерживает рукоположение женщин, однополые «браки» и доступ к абортам, сказал, что благословения однополых союзов были «минимумом», и что «нам нужно [признать сакраментальный] брак для всех».
Епископ Йохан Бонни, глава диоцеза Антверпена, Бельгия, также выступил перед синодальным собранием в качестве почетного гостя. Бонни и другие фламандские епископы Бельгии ввели благословение однополых пар в сентябре 2022 года. Епископ Антверпена сообщил делегатам синода, что во время визита бельгийских епископов ad limina в ноябре 2022 года Папа Франциск не одобрил и не отверг утвержденное ими благословение однополых пар, но сказал, что это «пастырское полномочие фламандских епископов, пока они все едины».
С одобрения Папы Франциска доктринальная служба Ватикана ранее подтвердила, что Церковь не имеет права благословлять союзы лиц одного пола.
Ранее 10 марта синодальное собрание также официально одобрило проповедь мирян, проведение крещения и таинства брака под руководством мирян, хотя формулировки, призывающие к исповеди под руководством мирян и помазанию больных, были удалены посредством поправки, внесенной конференцией епископов.
«Епископы поручают пастырскому составу проповедовать на евхаристическом богослужении в рамках своей церковной миссии, чтобы они могли официально и от имени Церкви нести свое проповедническое служение», — говорится в принятом тексте под названием «Провозглашение Евангелия мирянами в слове и таинстве».
Во время дебатов Ансгар Пафф, вспомогательный епископ епархии Кельна, сказал, что, хотя он одобряет размышления мирян над Писанием вне Мессы, «проповедь и председательство в Евхаристии неразрывно связаны».
Но епископу Паффу тут же возразил епископ Майнцский Петер Кольграф, сказавший, что он вырос в Кельне в то время, когда практиковались мирские проповеди, и «это никому не вредило».
Несколько монахинь также призывали к наделению их «проповедническими и сакраментальными способностями». Одна даже предположила, что женщины в ее монашеской общине не будут ходить на исповедь к священнику, потому что хотят участвовать в таинстве с кем-то, кто мог бы «сопровождать их».
Накануне собрание также утвердило решение попросить Папу Франциска «пересмотреть связь между совершением рукоположений и обязательством соблюдать целомудрие». Данную меру поддержали 44 епископа из 60. Одиннадцать воздержались, и только пять проголосовали против.
Окончательному голосованию предшествовали ожесточенные споры о том, следует ли «Синодальному пути» просить Папу Римского «пересмотреть» или «отменить» дисциплину священнического безбрачия.
Некоторые голоса утверждали, что следует отказаться от требования об отмене целибата, но в конечном итоге возобладало принятие «пересмотра».
«Нам нужно быть умнее», — сказал кардинал Рейнхард Маркс из Мюнхена, предположив, что формулировка «пересмотреть» была наилучшим вариантом как для того, чтобы данная мера была принята синодальным собранием, так и для рассмотрения Папой Франциском.
Ни одна из мер, принятых «Синодальным путем», не имеет обязательной силы в епархиях Католической Церкви Германии без утверждения ее местным ординарием. Однако наблюдатели считают, что в большинстве епархий меры, скорее всего, будут реализованы, в одних случаях потому, что их поддерживают епископы, а в других — из-за сильного давления на епископов со стороны церковных служащих, католических СМИ и даже собратьев-епископов.
В четверг 9 марта также был принят «базовый текст», выражающий взгляды на священство, который включал утверждение о том, что «прием в священство по признаку пола… является дискриминационным и должен быть отменен». Голосование по соответствующему тексту резолюции, призывающей к рукоположению женщин, не состоялось в пятницу утром из-за нехватки времени. Его возьмет на себя Синодальный комитет, временный орган, которому поручено установить параметры постоянного Синодального совета. Члены синодальной комиссии избраны 11 марта.
«Мы хотим сделать эту Церковь пригодной для будущего», — сказала Ирме Штеттер-Карп, президент могущественного Центрального комитета немецких католиков (Zdk), который реализует «Синодальный путь» совместно с Конференцией немецких епископов (DBK).
Члены президиума также обратились к недавней череде «отступников» от «Синодального пути». Четыре мирянки покинули процесс в конце февраля, заявив, что принятые резолюции несовместимы с католической верой и ставят под сомнение «центральное католическое учение и верование». Священник Кёльнской архиепископии также ушел из «Синодального пути», раскритиковав процесс за заранее оговоренную повестку дня и ограничение дебатов.
«Желание и способность к интеграции имеют пределы», — сказала Штеттер-Карп, подразумевая, что у тех, кто вышел из процесса, не было открытости или желания участвовать в установленных правилах.
Но через несколько минут после комментариев Штеттер-Карп о соблюдении правил Томас Сёдинг, вице-президент Zdk, заявил, что его группа не примет результаты собрания, если предложения не получат необходимой поддержки двух третей голосующих епископов.
На предыдущей синодальной ассамблее в сентябре текст, в котором утверждалось видение человеческой сексуальности, противоречащее католической вере, не был принят после того, как 22 из 55 епископов проголосовали против него. В ответ организаторы изменили процедурные правила, сделав голосование публичным, и эта практика сохранилась и на пятом собрании.
Штеттер-Карп также сказала, что ожидает от епископов большей прозрачности «в выражении своих собственных убеждений», призвав епископов не воздерживаться от голосования.
Источник: Седмица.RU
Комментировать