Чего не надо бояться
9 Май 2024

Чего не надо бояться

Священник Максим Козлов, как сообщает РИА Новости, «посоветовал тревожным людям, тем, кто боится Апокалипсиса, Третьей мировой войны, ядерной войны, «вспомнить о главном». «Личная встреча с Богом (как следствие человеческой смерти) может наступить у каждого в любой день, потому что мы не знаем, для кого Аннушка уже разлила масло, говоря словами великого русского писателя, поэтому бдеть и молиться нужно во всякое время. А еще мы точно знаем, что выше меры никому Бог испытаний не посылает»».
Новостные ленты (и блоги) разнесли новость с заголовком «В РПЦ призвали не бояться ядерной войны», что вызывало массу гневных комментариев в отношении о. Максима и Церкви в целом — как будто он приветствовал ядерную войну или находил её допустимой.
Прискорбная привычка многих агентств давать новостям кричащие заголовки, мало отражающие содержание, а блогеров пускаться в эмоциональные комментарии, не потратив минуты своего драгоценного времени на чтение самого сообщения, — явление давно известное.
Но тема, которую затрагивает о. Максим, действительно очень важна: как сохранять внутренний мир и здравый рассудок, когда на нас постоянно валятся новости о «войнах и военных слухах» и мы убеждаемся, что наша жизнь — и жизнь наших близких — зависит от решений, которые мы не контролируем ни в малейшей степени.
Страх — это эмоция, которая должна была побуждать людей принимать меры к избежанию опасности; но когда мы видим себя в опасности, которой ни предотвратить, ни избежать не можем (и вообще ничего не можем с ней поделать), он просто впустую выматывает.
И вот христианская реакция на этот страх может показаться парадоксальной. Страх говорит: «Нам грозят страдания и смерть, и мы ничего не можем с эти поделать». Испуганные люди хотят, чтобы их успокоили: «нет, не грозят». Но вера начинает с признания того очевидного факта, что не только грозят — они неизбежны.
Мы смертны в любом случае, независимо от того, что именно нас убьет — рак или бомба.
И это было так очень задолго до появления ядерного оружия. Английский писатель Клайв Льюис писал при первых волнах «ядерного страха»:
«С одной стороны, мы слишком много думаем об атомной бомбе. «Как же нам жить в атомный век?» — Ну, как вы жили бы в шестнадцатом веке, когда чума посещала Лондон почти каждый год, или как вы жили бы в эпоху викингов, когда разбойники из Скандинавии могли высадиться и перерезать вам горло в любую ночь; или как вы уже жили в эпоху рака, в эпоху сифилиса, в эпоху паралича, в эпоху воздушных налетов, в эпоху железнодорожных катастроф, в эпоху автомобильных аварий.
Другими словами, не будем преувеличивать новизну нашей ситуации. Поверьте мне, дорогой сэр или леди, вы и все, кого вы любите, были обречены на смерть еще до того, как была изобретена атомная бомба, и довольно многие из нас — на весьма неприятную смерть. У нас есть одно очень большое преимущество перед нашими предками — обезболивающие, и они никуда не делись.
Совершенно нелепо ныть и строить унылые гримасы из-за того, что ученые добавили еще одну возможность мучительной и преждевременной смерти в мир, который уже ощетинился такими возможностями и в котором сама смерть была вовсе не возможностью, а неизбежностью.
Первое, что нужно сделать — это собраться с силами. Если мы все будем уничтожены атомной бомбой, пусть эта бомба, когда она придет, застанет нас за какими-то разумными и человеческими вещами — молитвой, работой, учебой, чтением, слушанием музыки, купанием детей, игрой в теннис, болтовней с друзьями за пинтой пива и игрой в дартс, — а не жмущимися друг к другу, как испуганные овцы, и думающими о бомбах. Они могут разрушить наши тела (микроб может это сделать), но они не должны господствовать над нашим разумом».
Смерть неизбежна, и это мало зависит от нас. Очень хорошо и правильно вести здоровый образ жизни, но бессмертия таким образом еще никто не стяжал.
Большую часть времени нам удается игнорировать эту очевидность — и вот что-то (пугающие новости, диагноз, что-то еще) начинает шатать наш защитный кокон. Это очень болезненно.
Но вера говорит о том, что нам стоит принять эту неприятную очевидность — мы находимся в падшем мире, страдаем и умираем. Потому что, приняв эту горькую, плохую весть, мы становимся открытыми для Благой Вести.
Мир в конечном итоге контролируют не люди — иначе он давно бы погиб. Миром правит Бог. Как говорит Пророк, «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис.14:24).
Мир находится в состоянии падения — в нём происходит (и еще произойдет)  много плохого. Это мир, в котором Господь наш Иисус Христос был отвергнут и распят.
Но Он воскрес — и Он вернется во славе.
Конец этого мира для нас — это вовсе не предмет тоски и ужаса. Мы знаем, что последнее слово  за Богом, что Христос придет и воскресит тех, кто уповал на Него, из мертвых к жизни вечной и блаженной.
Эта вера — источник несокрушимого утешения. И чтобы обрести её, бывает полезно утратить тот защитный кокон отрицания смерти, в который мы себя поместили. Мы все умрем — как и все, кого мы любим. Но у нас есть Тот, Кто воскресит нас к жизни вечной и блаженной.

Автор: С.Л. Худиев

 

Комментировать