Археологи обнаружили руины византийского храма, который мог быть построен на месте дома апостола Петра
15 Апр 2022

Археологи обнаружили руины византийского храма, который мог быть построен на месте дома апостола Петра

Фото: catalog.obitel-minsk.com

В 2016 году к северо-востоку от Галилейского моря, недалеко от деревни Эль-Арадж археологи обнаружили руины византийской базилики. Руководители раскопок Р. Стивен Нотли, профессор нью-йоркского колледжа Nyack, и М. Авиам, профессор колледжа Kinneret, теперь уверены: евангельская Вифсаида находилась именно здесь. Церковь была построена в конце V века и, возможно, является Церковью Апостолов — базиликой, возведенной на месте дома апостола Петра, сообщает «Cедмица.RU».

В течение пяти лет место раскопок в Эль-Арадже было затоплено, поэтому работы приостановили. С осени 2021 года они возобновились. Однако версия, что Эль-Арадж является Вифсаидой и найденная церковь находится на месте, где некогда жил апостол Петр, пока не подтверждена. Этому есть несколько причин.

Во-первых, израильское правительство признало Эт-Телль, расположенный недалеко от Эль-Араджа, Вифсаидой несколько десятилетий назад. Во-вторых, на Западе существует теория, что дом апостола Петра на самом деле находился в Капернауме.

Первому аргументу существует очень простое объяснение: ранее в Эль-Арадже не было обнаружено ничего, что могло бы указать на расположение там города размером с Вифсаиду; в то же время в Эт-Телле уже давно были найдены остатки города железного века. Есть также некоторые находки римского периода, но их недостаточно, чтобы идентифицировать город.

Сейчас, после обнаружения руин древней церкви, версия о нахождении Вифсаиды именно в Эль-Арадже вновь становится актуальной и может дать ответ на вопрос, почему Вифсаида, упоминаемая до конца III века, затем исчезла на двести лет. Город вновь появляется в летописях с V столетия. Профессор Нотли и его коллега предполагают, что какое-то время Вифсаида была затоплена, а после отступления воды византийцы построили базилику на месте, которое традиционно считалось домом святого Петра. Но это противоречит теории о том, что дом апостола находился в Капернауме.

Эта теория была выдвинута французским ученым Годаном Орфали в 1921 г. и основана на данных раскопок, при которых в этом городе обнаружили восьмиугольную церковь. Ученый предположил, что это и есть Церковь Апостолов на месте дома святого Петра, и подкрепил свою теорию следующими аргументами:

1. Евангелия от Марка и Луки позволяют предположить, что Петр мог жить в Капернауме:
Мк.1:21; Мк.1:29: «И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. […] Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном».
Лк.4:31; Лк.4:38: «И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. […] Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней».

2. Кроме того, когда Орфали определил восьмиугольный мартирий как базилику Петра, других похожих находок не было.

3. В 570-х годах неизвестный паломник из Пьяченцы (Италия) писал: «Затем мы пришли в город Тивериаду, где есть горячие ванны, наполненные, естественно, соленой водой, хотя вода самого моря пресная. Это 60 миль вокруг моря. Мы также пришли в Капернаум и в дом Святого Петра, который теперь является только базиликой».

4. Другие доказательства найдены у Петра Диакона (1115—1159), библиотекаря, собирателя материалов в XII веке, во времена крестоносцев. Петр Диакон цитирует преподобного Беду, который якобы обладал недостающими частями маршрута паломника Эгерии начала IV века. В этих недостающих фрагментах Эгерия якобы говорит о церкви, построенной над домом Петра в Капернауме.

Однако данные аргументы вовсе не неопровержимы, как представляет Орфали. Петра Диакона, скорее всего, нельзя считать надежным историческим источником, поскольку многие ученые утверждают, что большое количество его трудов скопированы у кого-то или просто подделаны. Что касается паломника из Пьяченцы, то фразу «…, и до…» он часто использует, рассказывая не только о перемещении между объектами, но и во времени. Поэтому он вполне мог иметь в виду, что они пошли сначала в Капернаум, а затем отправились в базилику в Вифсаиде. С открытием базилики в Эль-Арадже второй аргумент также теряет силу. Что касается перечисленных фрагментов Священного Писания, то они действительно могут позволить кому-то поверить, что дом апостола Петра находился в Капернауме, хотя в Лк.7:36–50 упоминаются и другие люди с именем Симон, и мы не знаем наверняка, является ли упомянутый человек Петром. В конце концов, Новый Завет также дает нам повод отрицать теорию Орфали на основании Ин.1:44: «…Петр был из города Вифсаиды».

Профессор Нотли также утверждает, что паломник из Пьяченцы точно описал церковь как базилику, а у византийских архитекторов были строгие правила строительства. Таким образом, восьмиугольник, как в Капернауме, не мог быть назван базиликой. Два других паломника, святой Виллибальд в VIII веке и паломник по имени Феодосий в 530 году, описывают Вифсаиду как город, в котором находится Церковь Апостолов.

Таким образом, доказательства местонахождения дома апостола Петра на месте восьмиугольной церкви Капернаума довольно слабы, и научное сообщество может, наконец, вернуться к позиции Церкви: дом апостола находился в Вифсаиде. Доказательства, которые положили бы конец дискуссии, еще не найдены, но, возможно, мы получим их по мере продвижения раскопок в Эль-Арадже.

Комментировать