Под образом Неве́сты Христо́вой православное богословие почитает Церковь.
Аналогия этого символа известна с древности. Ещё во времена Ветхого Завета союз между Богом и Израильским народом уподоблялся брачному союзу: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя в Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос.2:19-20).
Причем, такое уподобление не ограничивалось только словесными метафорическими параллелями. Так, например, пророк Осия самой своей жизнью отображал отношения его народа с Богом через общение с женой. И делал он это по непосредственному вдохновению свыше: «И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (Ос.1:2). Верность пророка супружеским обязательствам символизировала верность Завету со стороны Господа Саваофа. Любовь же Бога к Своему народу отображалась в любви Осии к жене.
Склонность евреев к нарушениям заповедей Божьих уподоблялась склонности к прелюбодеянию грешной жены: «Судитесь с вашей матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага» (Ос.2:2-3).
Несмотря на измены народа Бог обещал заботиться о нём, как и добрый супруг обещает заботиться о жене. «Не бойся, – возвещает Исаия, – ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он» (Ис.54:4-5).
В Новом Завете образ отношений Христа и Его Церкви в форме отношений Жениха и Невесты был обозначен апостолом Павлом: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор.11:1-2).
Кроме того, образ Церкви под символом благочестивой жены созерцал Евангелист Иоанн Богослов: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцать звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр.12:1-2).
Исходя из всего вышесказанного понятно, что именование Церкви Невестой Христовой предполагает следующее осмысление:
- как союз жениха и невесты строится на основе любви, так и союз Христа и Его Церкви имеет в основе любовь;
- как любящий муж не лишает жену попечения и заботы, так и Христос не оставит Своей Церкви: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).
- как благоразумная невеста, вступая в брачный союз, осознанно и свободно берёт на себя обязательства по исполнению супружеского долга, так и вступающий в Церковь Христову, берёт на себя обязательство жить по закону Божьему;
- как жених и невеста, наложив на себя узы брака, становятся плотью единой (Быт.2:24), так и члены Вселенской Кафолической Церкви составляют собой Тело Христово: «И вы – Тело Христово, а порознь – члены» (1Кор.12:27).
Цитаты о невесте Христовой
«Церковь есть Единая, Святая, Кафолическая (Соборная, всеобщая) и Апостольская, как учит Апостол: Потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2Кор.11:2). Ибо подобно тому, как Христос только один, так и его невеста также может быть только одна, что явствует из четвертой главы Послания к Ефесянам, где сказано: Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех (Еф.4:5-6)».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной
Литература по теме
- Раздел «Церковь»
- Невеста Христова. Святость Церкви митр. Иларион (Алфеев)
Комментировать