Небе́сный Иерусали́м —
1) Град Бога Живого, место обитания святых Божьих угодников, удостоившихся радости богообщения, вечного счастья, блаженства; место, где отсутствует грех, скорбь и печаль;
2) иконографический символ, представляющий Небесное Царство; первообраз земного Иерусалима.
Много ли людей удостоятся вечного пребывания в Небесном Иерусалиме?
Кто именно достигнет Небесного Иерусалима, знает Господь. На иконах Страшного Суда граждане этого Города эмблематично представлены двадцатью четырьмя ликами святых. Однако это число символическое, число полноты, подразумевающее сонм ветхозаветных и новозаветных святых. Согласно свидетельству Откровения Евангелиста Иоанна Богослова, во свете Небесного Иерусалима будут ходить не отдельные малые группы, а «спасенные народы» (Откр.21:24), что говорит само за себя и указывает на огромное множество имеющих удостоиться, по благости, правде и милосердию Божьему, славы жителей этого Города. На то же указывает и обширность его территории (Откр.21:6), и количество врат, числом двенадцать, ориентированных на все четыре стороны света (Откр.21:12-13).
Как сказано в Священном Писании, в Небесный Иерусалим «не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр.21:27). Его унаследуют лишь те люди, чьи имена вписаны в Книгу жизни Агнца (Откр.21:27). А это суть те, кто, живя земной жизнью, по возможности употребляет необходимые старания и благодатные средства для единения с Богом и его святыми; те, кто соблюдают заповеди, (Откр.22:14), ощущают себя на земле странниками и пришельцами, сознавая, что их истинное Отечество — на Небесах (1Пет.2:11).
По большому счёту некоторой причастностью Небесному Иерусалиму обладают даже и те верующие, которые пока ещё живут земной жизнью и ещё не удостоены Небесных венцов (Евр.12:22).
Разумеется, помимо Бога и людей обитателями Небесного Иерусалима будут ангельские силы.
Надо ли полагать, что поскольку Иерусалим назван Небесным, он всегда будет располагаться на Небе, и никогда — на земле?
Евангелист Иоанн Богослов видел Небесный Иерусалим спускавшимся с горних вершин именно на землю. Однако, то была не проклятая Богом и не изуродованная злом, а совершенно новая земля (Откр.21:1).
Согласно видению Григория, ученика преподобного Василия Нового Цареградского, земля окрест Небесного Иерусалима будет населена теми, кто не удостоится высшей Божественной славы, однако же, милостью Божьей будет избавлен от вечного пребывания в адских безднах и пропастях.
Литература по теме
- Видение нового Иерусалима прот. Геннадий Фаст
Комментировать