Моти́в – побудительная причина; причина, которая побуждает человека к деятельности и придаёт ей осмысленность, направленность, возбуждает (подогревает) интерес, творческое вдохновение, целеустремлённость.
Анализируя деятельность людей, человек нередко подвергается искушению – сводить мотивацию, обусловливающую сложное, многофакторное, многоплановое явление к одному мотиву. Чтобы легче справиться с этим искушением, важно понимать:
- даже и внешне схожие действия, поступки разных людей (и даже схожие действия одного человека, но совершаемые им в разное время, при различных обстоятельствах) могут быть обусловлены разными мотивами;
- даже более или менее простое действие, совершаемое одним человеком, далеко не всегда бывает обусловлено одним единственным мотивом; чаще всего в основе человеческих действий лежит не один, а несколько мотивов;
- мотивы человека могут меняться (например, человек приходит в храм с чисто потребительским мотивом, но, уверовав, его мотивом становится богопознание);
- если известно, что такое-то и такое-то действие, осуществляемое тем или иным человеком, мотивируется неподобающими христианину мотивами, это вовсе не значит, что христианину не подобает совершать аналогичных действий; возможно, что такого рода действия могут осуществляться и по благочестивым мотивам (например, помощь бедным ради рекламы и самовозвышения – помощь бедным по любви к Богу и ближним);
- мотив(ы) Бога всегда направлены на спасение человека и ограничение зла;
- действие, мотивированное тем или иным человеком, не может нивелировать действие Промысла Божьего (не может быть реализовано вопреки воле Божьей).
Например, государство стремится подчинить церковь своему влиянию, чтобы иметь «ручную», управляемую им национальную церковь. Но это не значит, что его усилия могут нейтрализовать Бога в Церкви.
Положим, священнослужитель, осуществляя служение, движим корыстными мотивами (или мирянин, зашедший в храм исключительно с потребительскими целями). Однако из-за того, что лично он руководствуется такими меркантильными соображениями, храм не перестаёт быть храмом, Господь не перестаёт быть для молящихся, участников Церковных Таинств Подателем благодати, милости.
Допустим, некий человек посещает церковные богослужения для улучшения своего имиджа или для того, чтобы «договориться с Богом». Но это не означает, что можно манипулировать Богом, навязать ему свою злую волю.
Когда в страну привозят чудотворные святыни, то кто-то может заметить, что рядом уже была такая же святыня или, что главная Святыня – Святые Дары – есть в любом храме. Но это вовсе не значит, что стоять даже 6 или 8 часов в очереди к святыне бесплодно и безблагодатно.
Не имеет смысла осуждать людей, приходящих в храм с неправильными мотивами, лучше разъяснить им верные мотивы основания и существования Церкви Божией.
***
К. Борисов
Многие говорят, что у них нет времени на Церковь или обучение основам духовной жизни. Иногда уточняю – «если батюшка 1000$ за исповедь будет платить, то найдётся время»? Предполагаю, что если бы собеседник не чувствовал в моих словах подвоха, то следующим вопросом было бы – «а как часто можно исповедоваться?».
Пока мы живы, у нас у всех есть в сутках 24 часа. Всегда. Ни меньше, ни больше. Если человек не в рабстве или заключении, то он распределяет эти 24 часа по собственному усмотрению. Когда кто-то говорит, что у него нет времени на Бога, то это обычно означает, что ему важнее что-то другое. Поэтому наличие времени – это всегда вопрос приоритетов, плотный график здесь ни при чём...
Литература по теме
- Мотив испытания Словарь библейских образов
- Поведение человека и его мотивы прот. Владислав Свешников
- Борьба мотивов в ситуации морального выбора арх. Платон (Игумнов)
Комментировать