С нами Бог


Хор братии Валаамского монастыря
Аудио:
02:41

С на́ми Бог, разуме́йте язы́цы, / и покаря́йтеся: / Я́ко с на́ми Бог.
Услы́шите до после́дних земли́: / Я́ко с на́ми Бог.
Могу́щии покаря́йтеся: / Я́ко с на́ми Бог.
А́ще бо па́ки возмо́жете, / и па́ки побежде́ни бу́дете: / Я́ко с на́ми Бог.
И и́же а́ще сове́т совещава́ете, / разори́т Госпо́дь: / Я́ко с на́ми Бог.
И сло́во, е́же а́ще возглаго́лете, / не пребу́дет в вас: / Я́ко с на́ми Бог.
Стра́ха же ва́шего не убои́мся, / ниже́ смути́мся: / Я́ко с на́ми Бог.
Го́спода же Бо́га на́шего Того́ освяти́м, / и Той бу́дет нам в страх: / Я́ко с на́ми Бог.
И а́ще на Него́ наде́яся бу́ду, / бу́дет мне во освяще́ние: / Я́ко с на́ми Бог.
И упова́я бу́ду на Него́, / и спасу́ся Им: / Я́ко с на́ми Бог.
Се аз и де́ти, я́же ми даде́ Бог: / Я́ко с на́ми Бог.
Лю́дие ходя́щии во тьме, / ви́деша свет ве́лий: / Я́ко с на́ми Бог.
Живу́щии во стране́ и се́ни сме́ртней, / свет возсия́ет на вы: / Я́ко с на́ми Бог.
Я́ко Отроча́ роди́ся нам, / Сын, и даде́ся нам: / Я́ко с на́ми Бог.
Его́же нача́льство бысть на ра́ме Его́: / Я́ко с на́ми Бог.
И ми́ра Его́ несть преде́ла: / Я́ко с на́ми Бог.
И нарица́ется И́мя Его́, / Вели́ка Сове́та А́нгел: / Я́ко с на́ми Бог.
Чу́ден Сове́тник: / Я́ко с на́ми Бог.
Бог кре́пок, Власти́тель, / Нача́льник ми́ра: / Я́ко с на́ми Бог.
Оте́ц бу́дущаго ве́ка: / Я́ко с на́ми Бог.

С нами Бог, познайте, народы, / и покоряйтесь. / Ибо с нами Бог.
Услышьте до предела земли. / Ибо с нами Бог.
Могучие, покоряйтесь. / Ибо с нами Бог.
Ведь если вновь усилитесь, / вновь и побеждены будете. / Ибо с нами Бог.
И какой бы совет вы ни замыслили, / разрушит Господь. / Ибо с нами Бог.
И какое бы слово ни сказали, / не останется в силе у вас. / Ибо с нами Бог.
Страха же вашего не убоимся / и не смутимся. / Ибо с нами Бог.
Господа же, Бога нашего, Его свято почтим / и Он будет страхом для нас. / Ибо с нами Бог.
И если на Него надеяться буду, / Он будет мне во освящение. / Ибо с нами Бог.
И уповать буду на Него, / и спасен буду Им. / Ибо с нами Бог.
Вот я и дети, которых дал мне Бог. / Ибо с нами Бог.
Народ, ходящий во тьме, / увидел свет великий. / Ибо с нами Бог.
Живущие в стране и тени смертной, / свет воссияет на вас. / Ибо с нами Бог.
Ибо Младенец родился нам, / Сын, и дан нам. / Ибо с нами Бог.
Чье владычество было на плече Его. / Ибо с нами Бог.
И миру Его нет предела. / Ибо с нами Бог.
И называется имя Его: / Великого Совета Ангел. / Ибо с нами Бог.
Чудный Советник. / Ибо с нами Бог.
Бог Крепкий, Властитель, / Начальник мира. / Ибо с нами Бог.
Отец будущего века. / Ибо с нами Бог.

***

Песнопение «С нами Бог» состоит из избранных стихов Книги пророка Исаии (Ис.8:9–10, 12б–14а, 17б, 18а; Ис.9:2,6) и входит в состав Великого повечерия, совершаемого в период Великого поста (накануне среды и пятка сырной седмицы, понедельник – пятница вечером 1‑й – 6‑й седмиц, накануне Великого Вторника и Великой Среды), а также на всенощном бдении Рождества Христова и Богоявления.

Кроме того, великое повечерие по Уставу иногда полагается в седмичные дни других многодневных постов (Рождественского, святых апостолов, Успенского), однако на практике такие службы не совершаются.

Есть два основных варианта исполнения этого песнопения на практике: или полностью все поет хор, или хор исполняет попеременно канонархом (третий вариант – все читает чтец – бывает в качестве исключения). В случае совершения с канонархом канонарх возглашает начальный стих «С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: Яко с нами Бог», затем его повторяет хор, после чего канонарх провозглашает стихи, хор поет только припев «Яко с нами Бог»; в конце канонарх еще раз возглашает начальный стих «С нами Бог, разумейте языцы…», затем хор повторяет его трижды.

Схема пения «С нами Бог…» не зависит от степени торжественности богослужения; варьируется только распев: если великое повечерие совершается в составе бдения (Рождество Христово, Богоявление, Благовещение Пресвятой Богородице  или храмовый праздник в седмичный день поста), хор, как правило, выбирает более праздничный вариант пения «С нами Бог…». Кроме того, на практике на бдении на время пения «С нами Бог…» открывают царские врата (Уставом это не предусмотрено).

В смысле идейного содержания «С нами Бог…» рассматривается как аналог «Бог Господь…» в чине утрени – в этих стихах прославляется пришествие Господа на землю. Особенно гармонично песнопение «С нами Бог…» воспринимается в составе бдения на Рождество Христово (тем более что часть стихов «С нами Бог…» входит в состав одной из паремий праздника): со стороны может даже показаться, что это – специальное песнопение праздника, а не ординарное молитвословие повечерия.

Употребление «С нами Бог…» в чине великого повечерия восходит к древней палестинской традиции: это песнопение уже указано в Часословах IX века, обнаруженных на Синае. Из Палестины вместе с Часословом этот чин перешел в константинопольское монастырское богослужение после IX века.

В византийском монастырском богослужении XI – XIII вв. «С нами Бог…» входило как в последование великого повечерия, так и в состав «среднего» повечерия (которое было сокращением великого и совершалось в случае седмичного богослужения вне периодов поста); впоследствии практика совершения трех видов повечерия (малого, среднего и великого) была воспринята Русской Церковью и сохранялась до XVII века, после же этого времени осталась у старообрядцев, где актуальна до сих пор.

Еще один любопытный факт: по-гречески «с нами» — μεθ᾽ ἡμῶν  (меф имон»); из-за этого в средневековой России и «С нами Бог…» называли «мефимон», и вместе с ним так называли весь чин великого повечерия (очевидно потому, что пение «С нами Бог…» является примечательной особенностью великого повечерия).

Комментировать

«Азбука молитвы»
в Telegram.
t.me/azprayer