Маммона

Литература по теме

Маммо́на, также Мамона (др.-греч. μαμωνᾶς – бог богатства; богатство, лат. mammona). Считается, что это слово пришло из арамейского языка и вошло в европейские языки через греческий и латынь.

Во многих источниках указывается, что данное понятие изначально относилось к имени сирийского бога богатства1, однако, прямого подтверждения этому в современной науке нет.

photo 2024 09 11 10 45 36 – Маммона
«Поклонение Мамоне». Эвелин де Морган.

Согласно Еврейской энциклопедии 1906 года, а также ряду иных европейских словарей, в области европейской культуры употребление имени «Маммона» для обозначения сирийского бога богатства содержится в поэме английского поэта Джона Мильтона «Потерянный рай», изданной в 1667 году в Лондоне. Сам Мильтон, предположительно, мог заимствовать подобную персонификацию или из народной / церковной английской устной традиции или же из оккультно-эзотерических течений своей эпохи. Помимо Мильтона, персонификация «маммоны» имеет место в сатирической комедии 1610 г. английского драматурга Бена Джонсона «Алхимик», где один из героев – сэр Эпикур Маммон, состоятельный дворянин, который стремится найти философский камень, чтобы улучшить свое материальное состояние и которого в итоге обманывают главные герои комедии – мошенник и якобы алхимик Сатл, дворецкий Лавуит и проститутка Дол Коммон. Другим, еще более ранним, примером персонификации стала рыцарская поэма английского драматурга Эдмунда Спенсера «Королева фей», изданная в 1590 году, где Маммона предстает не только духом богатства, но и владыкой подземного мира.

Небезынтересно, что в английской оккультной литературе XIX века с подачи французского оккультиста Жака Коллина де Плэнси в его демонологическом «Инфернальном словаре» демон Маммона обозначается как посол / посланник ада и царства тьмы в Англии.

Основанием для возникновения самой традиции персонификации понятия «маммона» могли стать некоторые указания христианских писателей на восприятие слова «маммона» в качестве имени демона – «Маммона» / «Мамона».

Восприятие понятия маммоны в значении лукавого духа

Практика персонификации понятия «маммоны» в качестве злого демона связана, с одной стороны, с противопоставлением Бога и маммоны, с наличием в Евангелии указания на возможность служения маммоне, а с другой стороны – с представлением о том, что формирование и развитие греховных страстей, в том числе страсти сребролюбия, может осуществляться под влиянием демонов. Так возникает представление о том, что демоном-покровителем страсти к богатству и неправедной наживе является Маммона.

В западной христианской традиции такого рода персонификация становится наиболее яркой, в частности, именно Петр Ломбардский в своих «Сентенциях» детально разрабатывает демонологическое описание Маммоны, уточняя многие характеристики этого демона.

Иногда понятие «маммона» рассматривалось в христианской литературе более широком значении, чем значение «богатство», а «служение маммоне» – в более пространном значении, чем «потакание страсти сребролюбия». В частности, митр. Иоанн (Снычев) в своем «Ключе к Отечнику свт. Игнатия (Брянчанинова)» приводит цитату аввы Исайи: «Господь сказал: не можете Богу работати и мамоне. Мамоною названы все вообще суетные занятия и каждое из них в частности»2.

Современное понимание слова

Выражение «не можете служить Богу и маммоне» из Мф.6:24 в современной публицистике приняло устойчивый характер и обозначает невозможность совершать какие-либо несовместимые по определению действия. Также и выражение «служить маммоне» из Мф.6:24 и Лк.16:13 стало устойчивым в русской языковой культуре и в переносном смысле слова значит чрезмерную заботу о богатстве и собственном финансовом положении.

В рамках православной традиции невозможность служения маммоне и Богу выражается в невозможности служить добру и злу, Богу и сатане одновременно. Таким образом, в православной христианской традиции присутствует линейное восприятие этических процессов – свершение добрых дел приводят к добру, свершение злых дел ко злу3.


Примечания

1 Bauer W. Griechisch-deutsches Wörterbuch zu den Schriften des Neuen Testaments und der frühchristlichen Literatur; Walter de Gruyter, 1988. S. 994.

2 Иоанн (Снычёв), митр. Мамона // Ключ к Отечнику святителя Игнатия (Брянчанинова).

3 А.Г. Долженко. Почему нельзя служить маммоне? // Нагорная проповедь.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka