«В день, в который ты вкусишь от него (от дерева познания добра и зла), смертью умрешь» (Быт.2:17) – слово Господне буквально исполнилось на Адаме: человек умер.
Но из Священного Писания известно, что Адам жил 930 лет. Не сказано, сколько прожила Ева, но, видимо, примерно столько же. Тогда как совместить моментальную смерть и долгую жизнь Адама после грехопадения?
Чтобы разобраться в этом вопросе, надо знать, что словом «смерть» обозначаются разные реалии. Обычно смертью называют окончание существования организма в физическом мире, когда прекращается его жизнедеятельность и начинается распад. Этими представлениями ограничиваются биология как наука и материалисты, не признающие существование души.
По учению Церкви, в момент смерти душа покидает тело, и оно превращается в то, чем является от сотворения, – в земной прах, лишенный чувств, желаний, воли, неспособный двигаться, мыслить и вообще самостоятельно существовать. Все это способности живой души, которая сообщает их телу. Утратив связь с душой, тело становится мертвым и подлежит разложению.
Но и душа, подобно телу, может умереть. Человеческой душе жизнь дает Бог, и ее смерть заключается в разлучении с Ним. При этом она не прекращает своей жизнедеятельности, как это происходит с телом. Ведь душа человека создана вечной. Но вне Бога она использует свои способности совсем не в тех целях, для которых была сотворена. Как только душа утрачивает связь с Богом, начинается ее умирание.
В книге Бытия сказано, что биологическая смерть Адама наступила в возрасте 930 лет (Быт.5:5). А для единства с Богом он умер сразу же, вкусив плод запретного дерева. С этого момента Адам, который «был создан по подобию Творца бессмертным, вследствие того, что более сильный Дух (Божий) отделился от него, становится смертным», – пояснял во II веке христианский писатель Татиан.
Так человек начал качественно новое существование, в котором сочетается биологическая жизнь и духовная смерть. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что все потомки Адама рождаются «убитыми» вечной смертью, но не ощущают этого, так как ни один мертвец не чувствует своей мертвенности. При этом человек может развивать кипучую деятельность, оттачивать свой интеллект или творческие способности, но все это не реализует его как богоподобную личность, как образ Божий, как источник сакрального ведения для всего творения.
Это неестественное для человека существование святые отцы называют смертностью. В Священном Писании оно передано под образом кожаной одежды, по-церковнославянски – ризы. Читая, что Бог одел Адама и Еву в «одежды кожаные» (Быт.3:21), надо понимать, что речь идет не о той верхней одежде, которую мы носим, и не о звериных шкурах, в которых изображают первобытных людей. Этими словами изображена изуродованная грехом человеческая природа. Подобно одежде, она закрыла собой то естество, которым обладал первозданный Адам: бессмертное, тончайшее, исполненное славой Божией, озаренное светом боговедения.
Почему она названа кожей, а не другим материалом? Святитель Григорий Нисский писал, что в Библии не случайно упоминаются одежды из мертвых шкур: тем самым изображается, что смертность была взята от природы неразумных животных и накинута на природу человеческую, сотворенную для бессмертия. Святитель Игнатий (Брянчанинов) поясняет, что в итоге грехопадения человеческое тело оказалось в одном разряде с телами животных, стало существовать их жизнью и превратилось в гроб и темницу для души.
Но образ кожаных риз отражает состояние не только тела, а всего человеческого естества, включая душу. Созданный из безжизненного вещества Адам стал живой душой, будучи оживлен благодатным дыханием Божиим. Отпав от Господа, он вновь обращается в мертвенный прах. В его теле запускается процесс тления, который завершается физической смертью. Его душа начинает жить чувственными, животными удовольствиями. И даже разумная часть души – высшее, духовное начало человека, вместо устремления к Творцу опускается до обслуживания телесных и душевных стремлений к наслаждению материальным миром.
Очень трудно передать, насколько неестественным для человека является его нынешнее состояние, насколько оно не похоже на ту природу, которую Творец изначально дал человеку. Эта разница открывается только святым подвижникам, которые путем покаяния достигают высот духовного состояния.