«Декалог» (от др.-греч. δέκα – десять, и λόγοι – слова) «десятисловие». Это те десять заповедей, которые были даны Богом пророку Моисею на каменных «скрижалях откровения» (Исх.31:18).
Количество заповедей, данных Богом через Моисея, превышает десять. Дело в том, что те строки (Исх.20:18), которые читающие обычно воспринимают как окончание заповедей – в действительности являются перерывом между ними. Далее, после небольшого рассказа об ужасе и трепете народа, следуют священные установления о жертвеннике (Исх.20:24-26), об отношении к рабам-евреям (Исх.21:2-6) и многое другое.
Общее же число заповедей Ветхого Завета составляет около 600 (в иудаизме их 613) и ключевыми являются первые 10 заповедей Закона Моисея. В небольшой вариации они приводятся в Священном Писании дважды: в книге Исход и в книге Второзаконие.
№ | Исх.20:2-17 | Втор.5:6-21 |
1 | Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. | Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. |
2 | Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. | Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. |
3 | Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. | Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно. |
4 | Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. | Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний. |
5 | Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. | Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. |
6 | Не убивай. | Не убивай. |
7 | Не прелюбодействуй. | Не прелюбодействуй. |
8 | Не кради. | Не кради. |
9 | Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. | Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. |
10 | Не желай до́ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. | Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего. |
Нетрудно заметить, что первые три заповеди и там и здесь совпадают. Отличия начинаются с 4-й. В книге Исход субботний покой обосновывается через напоминание о покое Божием после сотворения Им мира (Исх.20:11). Тогда как перед входом в землю обетованную было важно в который раз указать израильскому народу на его прошлое и бедственное положение в стране египетской и возбудить тем самым любовь к Богу (Втор.5:15).
5-я заповедь Закона по книге Исход делает акцент на долголетие взамен почитания родителей, тогда как во Второзаконии добавлены слова: «чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе». Закономерно, что для вышедших из Египта евреев был актуален вопрос долгожительства: все они до смертного часа желали увидеть те места, ради которых были выведены из рабства. Перед вступлением же в землю обетованную исполнение 5-й заповеди поставлено уже как условие хорошей жизни на новой территории. В свою очередь, в десятой заповеди по книге Второзаконие появляется дополнение о поле ближнего, которого нельзя желать, что было актуально с получением новых земельных наделов.
Как запомнить декалог?
По мысли святителя Филарета (Дроздова), заповеди содержались на двух скрижалях:
на 1-й были начертаны заповеди, относящиеся к Богу,
на 2-й – к людям. С 1-й по 4-ю и с 5-й по 10-ю, соответственно. Так их и проще всего запоминать.
При этом, 4-я заповедь имеет своего рода пограничное положение: она регламентирует как сакральные («суббота Господу»), так и социальные отношения (не делай… дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой»…).
Пятая и шестая заповеди связаны с хранением жизни:
5-я – собственной («чтобы продлились дни твои на земле»),
6-я – чужой («не убивай»).
Четыре последних заповеди связаны с посягательством на чужое:
7-я) мужа или жену,
8-я) вещь,
9-я) честь и доброе имя.
10-я заповедь подытоживает и усиливает три предыдущих, запрещая даже в сердце желать чужого.