Глава́ —
1) богословский термин, одно из имен Божьих, подчеркивающих исключительность роли Отца и Сына и Святого Духа в деле творения, безграничную власть и могущество в деле осуществления Промысла, в частности — в деле Спасения человека;
2) библейский термин, одно из имен Господа Иисуса Христа, указывающее на Его главную роль в деле Искупления человека, создания Церкви и управления Церковью.
Если Бог является Творцом всего и Главой мира, то не является ли Он Виновником зла?
О том, что Бог является Главой мира, известно из Его откровения. Он Сам назвал Себя Царем царствующих, Господом господствующих (Пс.135:3). Что же касается, зла, оно не имеет сущности, а значит его нельзя относить к творческой деятельности Создателя. Зло есть результат противления разумно-свободных творений воле Отца и Сына и Святого Духа. Зло характеризуется не собственной сущностью, а тем ущербом, который грешники наносят добру.
Возможность нарушать волю Божью была заложена в ангелов и людей не для того, чтобы они грешили, а для того, чтобы, имея способность к нравственному выбору, они имели возможность осознанно и добровольно склониться к добру. В противном случае, ни ангелы, ни люди не смогли бы стать добродетельными, ведь добродетель подразумевает не механическое и насильственное, а именно свободное устремление в сторону Добра.
Что значит выражение: «Христос — Глава Церкви»?
О том, что Христос является Главой верующих не только по Божественной природе, но и по человеческому естеству, Писание сообщает в ряде ветхозаветных пророчеств и образов, а также в положительных утверждениях Самого Господа Иисуса Христа и Его учеников.
Во времена Ветхого Завета Спаситель пророчески представлялся под образом камня, который отвергли строители, но который, по Промыслу Божью, сделался Главою угла (Пс.117:22). Смысл этого символического образа состоит в том, что как краеугольный камень является опорой дома, так и Господь Иисус Христос является надёжной опорой христиан.
Кроме того, Иисус назван Главою Церкви, как Премудрый и Праведный Владыка, духовный родоначальник христиан (Еф.5:23). В этом отношении Он нередко сопоставляется с ветхим Адамом, родоначальником всех людей вообще(1Кор.15:45).
Как тело не может жить без головы, так и ни один член Церкви, которая есть Тело Христово (1Кор.12:27), не способен реализовать своё призвание и предназначение без Главы (Ин.15:5).
Является ли Иисус Христос Главою всего мира как Человек, или только как Бог?
Как по Божественной, так и по человеческой природе Спаситель — Царь всякому созданию, Господь всякой твари (Откр.17:14). Об даровании Христу власти, как Человеку, задолго до воплощения Сына возвестил пророк Даниил (Дан.7:14). Явившись же ученикам после Воскресения, Спаситель подтвердил эти слова, констатируя: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18). Во второе Пришествие Сын явится именно как Великий Властитель, Великий Судья (Ин.5:22) (см.: Страшный суд ).
Литература по теме
- Глава, Голова Богословско-литургический словарь
Комментировать