Христово озеро

Христово озеро

Самым большим потрясением для меня во время моего посещения Святой Земли оказалось знакомство с Галилейским озером (оно же Тивериадское море, оно же Генисаретское озеро). Здесь проходило служение Спасителя. От этого озера на Божественную службу были призваны Апостолы...

Каждая минута пребывания возле этого дивного водоема наполняла мою душу трепетом и радостью.

Сегодня я хочу поделиться несколькими фотографиями привезенными со Святой Земли, а также одной моей проповедью на схожую тему.

Но сначала десяток фотографий:

Галилейское озеро 1.JPG
В один из вечеров нашего пребывания в Святой Земле мы переплыли на лодке Галилейское озеро, направляясь в страну Гадаринскую.

Галилейское озеро 2.JPG
Группа паломников направляется к нашему суденышку.

Галилейское озеро 3.JPG
Галилейские берега погружаются в теплые, мягкие сумерки.

Галилейское озеро 4.JPG
На берегу сверкают огнями городки и поселки.

Галилейское озеро 5.JPG
Вот так же, думали мы, и Спаситель плыл вечерами в лодке по глади спокойного озера, а на берегах золотыми звездами мерцали огни...

Галилейское озеро 6.JPG
...

Галилейское озеро 8.JPG
...

Галилейское озеро 9.JPG
Наш катер.

Галилейское озеро 10.JPG

Галилейское озеро 11.JPG
Конечно, в темноте сделать снимок невозможно: никого не видно...

Галилейское озеро 12.JPG
Но, на мою радость, кто-то в эту же секунду сделал снимок со вспышкой мне навстречу. И вот что получилось.

Галилейское озеро 13.JPG
Мы на берегу страны Гадаринской. Здесь жили язычники, которые разводили свиней, здесь обитали бесноватые в гробах. Именно тут Спаситель совершил одно из самых эффектных чудес: изгнал бесов, и те, вселившись в свиное стало, потопили его.
Зачем Спаситель это допустил? Чтобы показать подлинную сущность бесов: они губители и враги всему живому. Не только человеку, но и всякой твари.


Проповедь: Хождение по водам

Милость Божия, братья и сестры, да пребудет со всеми вами!

Если мы с вами перенесемся на 2000 лет назад, во времена Христа, в какую-нибудь деревеньку или городок, что мы увидим? Мы увидим, что на заходе солнца люди собираются группами у своих домов. В каждой деревушке существовали специальные площадки, может быть, это было место возле колодца, где какие-то скамейки были поставлены, а может быть, какой-то поваленный ствол дерева у чьего-то дома. И люди собираются группами и беседуют. Это было любимым досугом древних людей. Наверно, нелишним будет напомнить, что тогда не было ни телевизора, ни радио, ни каких-то других развлечений. Единственным развлечением были беседы, люди любили беседовать. И практически каждый вечер, а смеркается там довольно рано, невозможно было что-то делать, все работы прекращались, люди собирались и за кружкой вина вели долгие неспешные беседы.

И, когда пришел Иисус Христос и, подобно метеору, осветил мир древних людей, конечно, очень многие люди такими вот вечерами беседовали о Нем. Участвовали в этих беседах не все собиравшиеся на них. Можно сказать так, что руководителями этих бесед были люди, у которых было особое дарование, условно можно назвать их «сказители». Как на Руси переходили из деревни в деревню сказители и иногда под гусли, иногда просто так пели какие-то баллады, былины, вот также и у евреев были такие люди, которые обладали хорошей памятью и наизусть могли рассказывать огромные куски текста. Ученые говорят, что как минимум сказитель мог рассказать наизусть одно Евангелие, а может быть, и все четыре Евангелия. И, кроме того, многие наизусть знали Псалтирь, но ее знали многие евреи. Некоторые же знали наизусть вообще весь Ветхий Завет. Ученые, занимающиеся исследованием Евангелий, к сегодняшнему дню пришли к удивительному выводу: что все, дошедшее до нас в Евангелиях, – подлинно. А ведь Евангелия писались через 30 лет после этих событий. Первое Евангелие только в середине 60-х годов было написано, а Христос в 30-м году был казнен, то есть через 35 лет Евангелие от Марка появилось. И на протяжении последних 200 лет, люди, изучающие Библию, библеисты, пытались вычленить, где подлинные слова Христа, а где выдуманные Евангелистами. Отблеск такого мнения мы находим даже в книге Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», где Христос говорит про евангелиста, который ходит, трясет пергаментом своим, записывает что-то, половину перевирает.
Ученые на протяжении 200 лет думали, что Евангелисты как-то, как смогли, как поняли, записали истории, которые где-то звучали. И только последние десятилетия показали, что распространение материала происходило другим образом. Не путем записи, а путем устного творчества; были сказители, которые абсолютно профессионально запоминали и рассказывали. Нужды в письменных Евангелиях не было для евреев, потому что были сказители. И только когда Евангелие стало распространяться за пределами Иудеи: в Риме, в других городах, – тогда появилась необходимость записать Евангелие. Евреи в этом не нуждались, в каждом городке были специалисты, которые могли красиво, четко, лаконично, слово в слово повторить то, что говорил Иисус. Сборники бесед Иисусовых называют сейчас в науке «устные сборники». И древние сказители обладали устными сборниками.

Это очень интересная тема: как распространялся материал Евангельский, но мы сейчас не будем ее развивать. Нам гораздо интересней рассмотреть вот какой Евангельский рассказ. Это чтение о том, как Христос ходил по водам и как Апостол Петр побежал к Нему по воде, а потом стал тонуть.

Итак, напомню вам, что это за Евангельский рассказ, о котором хотелось бы несколько слов сказать. Однажды Иисус посадил учеников в лодку, в корабль, а Сам остался молиться.
И отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
Четвертая стража ночи – это время на рассвете, когда уже туман, и они недаром испугались и приняли сначала Иисуса за призрак, который в тумане появился.
И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь: это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.


Вот такая замечательная история. Что обращает на себя сразу внимание, дорогие? Первое, что мы отмечаем, когда читаем, – это как Христос себя наименовал. Он сказал: не бойтесь, это Я. В славянском тексте: Аз есмь. Аз есмь – это титул Бога, так Он себя называет. «Аз есмь» можно перевести на русский язык как «сущий». Когда на нимбе Христа пишут три буквы– оон, что по-гречески означает «Сущий». Посмотрите, на любой иконе Спасителя, на крестчатом нимбе написаны эти буквы, означающие «Сущий». Как Бог себя назвал Моисею, явившись ему в Неопалимой купине: «Я Есмь Сущий». И Иисус именует себя Сущим, по сути Богом, приписывает себе Божественные атрибуты. Стихии мира были в руках Божьих, стихиями мог повелевать только Бог. И когда сказано, что Иисус идет по волнам, подчиняет Себе эти стихии, эти волны, воду, вода держит Его, слушается Его, – это указывает на то, что Иисус проявляет какую власть? Божественную. То есть Его слова: «Азъ есмь», «Я есмь Сущий», подтвердились Его поступком? Подтвердились. Когда Он входит в лодку, ученики говорят: Ты истинно Сын Божий. То есть, если мы и сомневались в Тебе, то теперь точно уверились, что Ты – Истинный Бог, Сын Божий, обладающий Божественной силой. Это самый первый смысл, который открывается при поверхностном чтении.

Давайте с вами чуть глубже посмотрим. И увидим еще одну, очень интересную грань этого рассказа. Начну с такой детали. Однажды я разговаривал с одним старичком-ученым, нашим прихожанином, он, к сожалению, уже умер, несколько лет назад. И он сказал: «Все могу принять я в христианстве, но не могу принять одной вещи». – «Какой?»– «Что Новый Завет унижает природу». Я говорю: «Как это он унижает?» А он говорит: «Вот открываем Апокалипсис, Книгу Откровения Иоанна Богослова, и там сказано, что, когда Царство Небесное наступило, когда мир был преображен, моря там уже не было: "и моря там уже нет". Как же Бог допустил такое экологическое потрясение, что прекрасное, лазурное море, в котором мы купаемся, которым мы пользуемся, которое рыбу и другие блага доставляет, в вечности исчезло?»
Старичок попал в плен своего элементарного богословского незнания. Когда говорится в Апокалипсисе, что «моря уже нет», не имеется в виду то родное нам море, которое мы любим, или океан. Может быть, они будут в вечности, мы не знаем этого. Дело в том, что в библейском богословии, в Библии море всегда выступает синонимом злых, темных, хаотичных сил. Море – демонизируется, наделяется какой-то отрицательной, злой силой, море ужасает, море – это бездна. Из моря выходит библейское чудовище – Левиафан, которое на всех наводит ужас, огромный дракон. Вы можете это прочесть в Ветхом Завете. Мы много можем найти негативных описаний моря, это понятно, древние люди боялись моря, они не могли на море чувствовать себя уверенно, корабли были утлыми, люди постоянно терпели кораблекрушения, многие тонули, путешествие на корабле было самым опасным видом путешествия. И сейчас даже на Литургии отголоски этого сохранились, когда мы молимся отдельно «о плавающих». Перечисляем: «О плавающих, путешествующих, недугующих…» И такая молитва – это указание на то, что в древности море было пугающим, страшным.
И действительно, море в Библии было символом чего-то страшного. А море разбушевавшееся – тем более было угрожающим явлением. И очень часто, уже в Новом Завете, с морем сравнивалась человеческая жизнь. Все знают такие выражения, как «житейское море», «пучина житейского моря», «житейские волны захлестывают нас». Когда мы с вами теряемся в мире, когда очень много какой-то суеты, искушений, испытаний, мы говорим, что нас совсем уже житейское море захлестнуло.
Храмы в древности назывались кораблями и строились четырехугольными, похожими на корабль. Внутреннее пространство храма по-гречески называется «корабль». Потому что храм – это тот корабль, тот ковчег, который людей по бушующим волнам житейского моря везет к пристани Царства Небесного, к спасению,. Можно приводить и другие примеры, подтверждающие эти символы.

Итак, нам стало понятно, что море – это для древних людей некая угрожающая стихия, стихия, которая становится символом той реальности, которая нас окружает, – бушующего житейского моря. И в этом рассказе мы видим, как человек пошел по житейскому бушующему морю и, усомнившись, стал тонуть, а Христос протянул ему руку и сказал: держись за Меня и не бойся, веруй и будешь жив, ничего с тобой опасного не случится.
О чем это? Первый и очень важный смысл – это свидетельство о Божественности Христа. А второй – хождение Иисуса по водам говорит нам о том, что каждый человек, живущий в мире, если он с Господом, не должен бояться этой жизни, искушений, которые жизнь нам ежедневно посылает, подножек, которые нам жизнь, реальность ставит.
Сейчас тяжелое время кризиса, Многие люди теряют работу, многие люди приходят в храм в отчаянии, плачут и говорят: мы боимся, что нам нечем будет прокормить нашу семью, что нам делать? И как вы думаете, как бы ответил Христос на все эти вопросы? Он бы сказал: не бойтесь, держитесь за Меня, веруйте, и все будет в порядке, не потонете. Когда начинаем сомневаться, когда начинаем колебаться, когда пытаемся жить, как мир диктует, тогда начинаем тонуть. Когда исправляемся и живем, стараемся жить по-христиански, все у нас налаживается. Да, Господь даст нам, может быть, пройти через временные трудности, но эти трудности нас с вами не погубят. Все говорят: кризис. А давайте вспомним значение этого греческого слова. Кризис – это суд. Как в болезни – кризис, или криз, как врачи его называют, когда в человеке происходит перелом: или он будет болеть и умрет, или он начнет поправляться и выздоравливать. Также и сегодняшние события, социально-экономические и вообще житейские события, – это своего рода испытание для всех современных людей. Либо ты останешься с Господом. Либо ты, перепугавшись насмерть, попытаешься жить, как все, как-то устроиться, и, может быть, и выплывешь, но это сомнительно.
Обязательно ставку в жизни нашей надо делать на Господа, надеяться на Господа, идти по жизни с Господом, и тогда ничего не будет страшно, все преодолеем, выйдем победителями из этой схватки.
Я вам сказал, что бушующие волны всегда воспринимались с негативным оттенком. И разве здесь, в Евангелии, мы не видим, что эти волны тоже воспринимаются как какой-то негатив? Лодку било волнами, ветер был противный. В оригинале «нехороший, плохой» был ветер. Или когда Петр с Иисусом входят в лодку: И когда вошли они в лодку, ветер утих. Это разве обычный природный ветер? Сначала он бушевал, а когда Иисус с Петром вошли в лодку живые и невредимые, ветер утих, потому что уже бесполезно стало волноваться и губить людей. То есть здесь, в Евангелии, негативизм плохих погодных условий, негативизм волн, бури присутствует. Все это плещет, силится погубить человека. Но тот, кто с Иисусом, не должен бояться: он останется живым и невредимым в любых испытаниях. Вот о чем, дорогие, этот замечательный рассказ.

Когда нам с вами станет страшно от испытаний, которые на нас с вами обрушиваются, давайте помнить слова Христа: не бойся, только веруй. И совет Христа: иди со Мной по жизни, схватись за Меня, Я тебя спасу, Я тебя вытащу. Давайте, дорогие, никогда не будем порывать нашей связи со Христом. И тогда мы выйдем победителями из любых искушений. И никакие житейские бури и ураганы нас с вами не сломят и не принесут нам ничего плохого!
Храни всех Господь, дорогие братья и сестры.
2009

Комментарии

Батюшка!
Очень хорошие фотографии. Действительно, дышит теплый сумрак, окутывавший берега, его можно поторогать, подышать им...И легко представить себе Христа на лодке. Они с Петром уже поднялись на борт и ветер стих...
Замечательная проповедь! Спасибо.Очень интересна связь сегодняшних вопросов и библейских толкований. Не думала о море в таком широком смысле. Задумалась. Еще раз, спасибо. Если можно, публикуйте свои проповеди таким образом. Не каждому удастся пойти в Ваш храм и там Вас послушать.
Е.П.
 
Отец Константин!
спасибо огромное, очень тепло.
с уважением и благодарностью, р.Б. Валентина
 
Удивительные снимки и история о хождении по морю-жизни. Сам не раз подобное испытывал, как только теряешь Веру, то сразу же тонешь....
 
Сверху