Храмы Петербурга: Троицкая церковь (Кулич и Пасха)

Эта запись является частью серии записей Храмы Петербурга
Храмы Петербурга
Троицкая церковь (Кулич и Пасха)

Каждый петербуржец знает и любит Троицкую церковь, называемую в народе «Кулич и Пасха». Знает потому, что храм этот был вновь открыт сразу после войны, в 1946-м, и оставался одним из немногих действовавших в Ленинграде – у многих ленинградцев с этим храмом что-то связано. А любит потому, что своей формой этот храм с колокольней, даже в самую стылую зимнюю или промозгло-слякотную осеннюю пору напоминает о Пасхе, о весне, о пробуждении к жизни.
Совсем недавно я оказался по каким-то делам рядом и, глянув через забор на Троицкий храм, почувствовал, как в душу, словно теплый ветер, ворвалась радость и какое-то пасхальное настроение.

Построенная в 1785-1790-х годах, церковь эта расположена по адресу: пр. Обуховской обороны, д. 235.
Идея придать храму форму кулича и пасхи принадлежит заказчику, генерал-прокурору А. Вяземскому, выдающемуся деятелю времен Екатерины II. Некогда храм этот находился не в самом городе, а в пригородном селе Александровское.

Форма храма в самом деле необычная, или как говорили в те времена, когда храм предстал перед публикой, своеобычная. Народ окрестил его просто «Кулич и Пасха» Но мало кто знает, что форма храма и колокольни, по замыслу заказчика, имеет совсем другой смысл, к пасхальным лакомствам не относящийся.
А чтобы разобраться, какой, несколько слов необходимо сказать о генерал-прокуроре Александре Вяземском.

Деятель этот происходил из древнего княжеского рода и был возвышен императрицей Екатериной II.
Герой в армии (начал служить в 12 лет), удачно исполнивший ряд секретных и очень опасных заданий. Гуманный, благоразумный и одновременно твердый и решительный политик, отличным образом зарекомендовавший себя на следующем послушании лично от императрицы: он был послан Екатериной на Урал для урегулирования отношений между бунтующими крестьянами и хозяевами уральских заводов...
И вот следующий пост: Александр Алексеевич был поставлен во главе Сената.

По возведении в чин императрица написала Вяземскому «секретнейшее наставление», в котором четко определила его обязанности. Императрица напоминала А. Вяземскому, что генерал-прокурор должен быть совершенно откровенен с государем, поскольку «по должности своей обязывается сопротивляться наисильнейшим людям», и в этом только власть императорская «одна его подпора». Она подчеркивала, что не требует от него «ласкательства», но «единственно чистосердечного обхождения и твердости в делах». Екатерина II предостерегала генерал-прокурора от ввязывания в интриги при дворе и предлагала иметь только «единственно пользу отечества и справедливость в виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине».

Вяземский придерживался данного ему наставления и пользовался полным доверием императрицы, что позволило ему не только удерживать высший прокурорский пост в течение почти 29 лет, но и значительно расширить свои полномочия. Если в начале карьеры он возглавлял Сенат, а также наблюдал за продажей соли и вина в Империи, то с 1780-х годов уже прочно удерживал в своих руках не только юстицию, но также финансы и внутренние дела. Именно он впервые в России ввел строгую отчетность в финансовых делах, а также стал четко учитывать доходы и расходы за год.
Именно он ведал делами Пугачева, Радищева и др.

Многократно доказывавший преданность императрице и прекрасно справлявшийся со своими многочисленными обязанностями, Вяземский был обласкан наградами и подарками. На деньги императрицы и началось в имении Вяземского возведение храма. Заказчик церкви, князь Вяземский, служивший, напомню, по ведомству юстиции, вложил в храм следующий смысл: ротонда храма символизирует храм правосудия, а «твёрдая призматическая пирамида – неколебимую купность... трех добродетелей: Истины, Человеколюбия и Совести».
В этой пирамидальной колокольне, напоминающей творожную пасху, помещаются: на первом этаже крестильня, на втором – колокольня.

С 1871 года при церкви работало попечительство о бедных со школой и богадельней, а в 1913-м был создан Детский союз для детей 6-14 лет, которые собирались дважды в неделю для молитв и бесед.

В советское время Троицкая церковь была закрыта на рекордно малое количество времени – всего на восемь лет. В 1938-м одной из последних в Ленинграде она была закрыта и в 1946-м, одной из первых, была открыта.
Но и за 8 лет храм подвергся поруганию и разграблению. Все иконы, иконостас, ценности бесследно пропали. Прихожане, уцелевшие во время войны и блокады, плакали, не узнавая свой родной храм, к стенам которого они ходили молиться в суровые блокадные дни. Восемь лет здесь был клуб, устраивались киносеансы, танцы…

1.JPG
Мы подходим к храму...

2.JPG
Несмотря на оригинальную форму, прославившую храм, он оказался для совершения богослужений не слишком удобным.
Для молящихся в храме было мало места (не забываем, что треть круглого храма занимает алтарь). Поэтому в 1858 году к храму пристроили притвор. Прямоугольный притвор, пристроенный к круглой церкви, виден справа.
Над входом – табличка с трогательной надписью: ТВОИ щедроты соорудили. Окончана въ 1787 году.
Как бы и нам научиться благодарить Господа за окончание задуманного дела...

3.JPG
Войдем в храм. Мы в притворе. Том самом, от 1858 года.

4.JPG
Эту фотографию я сделал специально, чтобы показать круглое пространство храма.

5.JPG
А вот тут другой вид, немного сбоку. Более взвешенная композиция. Очень благолепно и уютно.

6.JPG
Синий с золотом иконостас был принесен сюда из Благовещенской церкви (на Васильевском острове). (Сама эта церковь уцелела, сейчас ведутся реставрационные работы, но иконостас туда уже возвращен не будет.)

7.JPG
Здесь много чтимых петербуржцами икон. Икона Всех скорбящих Радосте была перенесена сюда в 1946 году из Спасо-Преображенского собора. Ее мы видим справа (на синем фоне), рядом с иконой св. великомученика и целителя Пантелеимона.

8.JPG
Чтимая икона Божией Матери Скоропослушница.

9.JPG
Икона святителя Николая Чудотворца была принесена в храм в 1947 году жительницами Колпино, сестрами Пискаревыми.

10.JPG
Святитель Николай чуть крупнее.

11.JPG
Преподобный Нил Столобенский. Икона с частицей мощей.
Этот святой очень почитается в Петербурге.

12.JPG
Икона преп. Серафима Саровского с мощами. В Петербурге есть всего несколько частиц мощей преп. Серафима. Это как раз один из тех случаев... Икона маленькая, серая, неказистая. Но святыня великая.

13.JPG
Канун – столик для поминания и Распятие.

14.JPG
Церковная лавка в притворе. Здесь можно заказать поминание, купить свечи, книги.

Комментарии

Троицкая церковь в селе Александровское была построена по проекту. Николая Александровича Львова. Он был одним из самых образованных людей своего времени, разносторонне одаренный, Львов более всего прославился как архитектор. Обаяние его личности прекрасно передает портрет, написанный другом Львова - Д.Г. Левицким.
Львов был большим знатоком и поклонником античного искусства. (Не случайно, еще один друг Львова, Г.Р.Державин писал, обращаясь к нему – «зодчий Аттики преславный …»). Поэтому в своем творчестве архитектор часто использовал совершенные, по его мнению, формы античной архитектуры ‑ ротонду и пирамиду. (Пирамиды в те времена воспринимались как часть античного наследия).
Но народ увидел в ротонде – «кулич», а в пирамиде – «пасху».
К этим формам архитектор обращался неоднократно. Сохранилось несколько церквей в виде ротонды. Одна из них – в Никольском под Торжком, где когда-то было имение Львова. В этой церкви были похоронены Николай Александрович и его супруга. (История женитьбы Львова на Машеньке Дьяковой заслуживает особого рассказа). К сожалению, захоронения были уничтожены «воинствующими атеистами» при разорении церкви.
Встречаются под Торжком и пирамиды. Как ни странно – это преимущественно бывшие погреба-ледники, конструкция которых была придумана Львовым. (Лед в них сохранялся все теплое время года).
 
Огромное спасибо за знакомство с такими замечательными храмами! Я живу на Украине,живу с мечтой увидеть храмы Санкт -Петербурга.А вы эту мечту осуществляете!!!
 
О.Константин, ооочень интересно! Я тоже с Украины и с большим удовольствием читаю о храмах Питера... Моя мечта увидеть их в живую!
 
Когда-то в детстве моя бабушка показывала мне " кулич и пасху". Рядом ещё был магазин " Дары океана" кажется. И перед праздниками, или с утра мы ездили на трамвае
в "кулич и пасху", а потом шли в магазин. И каждый раз, проезжая мимо, вспоминаю эти дни, бабушку и крёстную.
Спасибо Вам, отец Константин.
 
...мы ездили на трамвае в "кулич и пасху"...
Если кого-то смущает название этого храма с прописных букв (особенно слово "Пасха", потому что, конечно же, здесь имеется в виду не праздник Пасхи, а кулинарное изделие), - см. http://www.gramota.ru/slovari/pravosl0/pravosl10/ (Словарь церковной лексики. Прописная-строчная, раздел «Названия храмов и монастырей»):
«Некоторые храмы имеют собственные названия, единичные. Эти названия пишутся с прописной буквы: Кулич и Пасха, Никольский Морской собор, Князь-Владимирский собор (не Владимирский)».
Интересно (и приятно), что все три храма, названия которых приведены в качестве примера, - наши, питерские.
 
Как Вы правы насчет пасхального настроения возле этого храма! Мы туда ездили специально поклониться иконе "Всех скорбящих радосте с грошиками". И вот это радостное чувство в сырую ветреную мрачную погоду охватило. А как там пели бабушки:"Царица моя преблагая"... Никогда больше такого не слышала!
 
Татьяна Анатольевна (СПб) написал(а):
Троицкая церковь в селе Александровское была построена по проекту. Николая Александровича Львова. Он был одним из самых образованных людей своего времени, разносторонне одаренный, Львов более всего прославился как архитектор. Обаяние его личности прекрасно передает портрет, написанный другом Львова - Д.Г. Левицким.
Львов был большим знатоком и поклонником античного искусства. (Не случайно, еще один друг Львова, Г.Р.Державин писал, обращаясь к нему – «зодчий Аттики преславный …»). Поэтому в своем творчестве архитектор часто использовал совершенные, по его мнению, формы античной архитектуры ‑ ротонду и пирамиду. (Пирамиды в те времена воспринимались как часть античного наследия).
Но народ увидел в ротонде – «кулич», а в пирамиде – «пасху».
К этим формам архитектор обращался неоднократно. Сохранилось несколько церквей в виде ротонды. Одна из них – в Никольском под Торжком, где когда-то было имение Львова. В этой церкви были похоронены Николай Александрович и его супруга. (История женитьбы Львова на Машеньке Дьяковой заслуживает особого рассказа). К сожалению, захоронения были уничтожены «воинствующими атеистами» при разорении церкви.
Встречаются под Торжком и пирамиды. Как ни странно – это преимущественно бывшие погреба-ледники, конструкция которых была придумана Львовым. (Лед в них сохранялся все теплое время года).

Спасибо! Я не знал. Значит, А.Вяземскому мог предложить такую форму храма сам архитектор и идея, видимо, ему понравилась.
 
Кстати, дорогие. Если у кого-то есть желание и возможность, можете поделиться фотографиями и написать рассказ про свой храм. Это может быть большой собор, может быть маленькая сельская церквушка.
Очень интересно было бы познакомиться с интересными фактами из жизни прихода и с вашими достопримечательностями.

Только 2 просьбы: 1. Рассказ должен быть интересным не только лично Вам, но и всем читателям. 2. Фотографии должны быть хорошими. Никаких вспышек, никаких фотоаппаратов-мыльниц. Например, все фотографии, представленные в наших очерках, я делал... со штатива. На это, конечно, надо получить благословение настоятеля.

Фотографии можно не делать самому, а попросить у настоятеля, из архива храма. Также и поговорить насчет истории храма можно с батюшками храма, со старыми прихожанами.

Ваш...
 
Интересно то как, очень, и так красиво, спасибо батюшка за то что Вы знакомите с такой красотой и историей, у Вас дар это передавать другим, и дар, отличающийся и неповторимый, умный, добрый и дорогой наш батюшка о.Константин - спасибо Вам! А Храм теплый такой!!! Замечательная идея!!!
 
Очень уютный и светлый храм, я жила одно время рядом, так что бывать доводилось:)
 
Спасибо, дорогой батюшка, за подробное знакомство с этим храмом!
Нам с мужем довелось побывать там всего один раз - в праздник Верного воскресенья. Мы в тот день просто вышли из дома и пошли гулять по новому маршруту (любим так город изучать). И совершенно случайно, пройдя сквозь неуютные и пыльные городские кварталы, оказались у этого замечательного храма... Поразила действительно невероятная праздничная атмосфера вокруг! Во-первых, я никогда в жизни не видела такого количества продавцов вербы рядом с храмом - мы смогли выбрать и купить самую красивую! :) А во-вторых, что запомнилось, - священники освящали вербу прямо на улице, и кропящие вербу и прихожан батюшки были при этом такие радостные, что у нас весь день было замечательное настроение! :)
 
Поскольку так получилось, что начало повествования отца Константина о храмах Петербурга совпадает с местами служения протоиерея Василия Ермакова (в предыдущих комментариях Виктория напомнила нам, что отец Василий был до 1976 года настоятелем Никольского собора, в этом же году его перевели в маленький храм "Кулич и пасха", так сказать "на повышение", за общение с народом и характер проповедей), предлагаю вспомнить нашего народного пастыря, молитвенника и утешителя:
http://ricolor.org/about/3/
 
Есть предположение, что икона Николая Чудотворца из Колпина - та самая, что была чудесным образом явлена на колпинских пильных мельницах в начале 18 века. Через нее произошло немало исцелений среди работного люда, страдавшего от множества болезней.
 
прочитал что эту икону нашел купец Куракин А у меня имеется икона сп.Петра avon с надписью "на добрую память О.И.Куракина 1901г " Не те ли это Куракины?
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
35.279
Комментарии
17
Последнее обновление
Сверху